Одним из главных событий последних дней в военно-политической сфере стали заявления помощника заместителя министра обороны США Майкла Карпентера. Со ссылкой на результаты одного из недавних исследований чиновник рассказал, что текущая ситуация в Балтийском регионе весьма сложна и может привести к неприемлемым последствиям. По подсчетам американских аналитиков, российские войска, в случае начала вооруженного конфликта, смогут сломить оборону НАТО всего за 60 часов или даже быстрее, что требует от организации соответствующих мер.
Высказанные М. Карпентером опасения основываются на недавно опубликованном отчете центра стратегических исследований RAND. В документе «Reinforcing Deterrence on NATO's Eastern Flank» («Укрепление сдерживания на восточных границах НАТО») за авторством Дэвида А. Шлапака и Майкла Джонсона содержатся данные по текущей обстановке в Балтийском регионе, а также рассматриваются возможные риски, связанные с противостоянием России и Североатлантического альянса. Изучив текущую обстановку, аналитики пришли к суровым и даже пугающим выводам. Следует отметить, этот доклад был опубликован еще в феврале, однако, как отметил М. Карпентер, до сих пор не теряет своей актуальности.
Общие выводы, сделанные по результатам анализа, вынесены в отдельный раздел документа. Из него можно понять, что авторы доклада считают текущую обстановку в регионе сложной и даже угрожающей интересам НАТО. В первую очередь, отмечается, что различные учения, командно-штабные игры и аналитические мероприятия заставляют делать негативные прогнозы о возможном развитии событий в регионе. Так, в существующей ситуации российские войска смогут добраться до Риги и Таллина не более чем за 60 часов.
Быстрое продвижение российских войск по территории восточноевропейских стран-членов НАТО ставит всю организацию в сложное положение. Ожидается резкое сокращение выбора возможных стратегий и путей развития ситуации. При этом все доступные варианты по той или иной причине не могут быть признаны положительными.
Подсчеты показывают, что для уверенного сдерживания «российской агрессии» в регионе требуется дополнительно разместить порядка семи сухопутных бригад, включая три тяжелые бронетанковые. Также необходимо обеспечить адекватную поддержку с воздуха, усиление наземными огневыми средствами и принять ряд других мер. Подобная система обороны не сможет гарантированно защитить страны, находящиеся под ударом, однако, как отмечают авторы доклада, позволит изменить стратегическую картину, видимую из Москвы.
Последний общий вывод доклада касается финансовой стороны гипотетического конфликта и средств его предотвращения. Отмечается, что в абсолютных цифрах организация требуемой обороны, описанной выше, обойдется не слишком дорого. В то же время, восточноевропейские участники НАТО не могут позволить себе подобные траты.
Целью последней работы центра RAND было изучение обстановки в Прибалтике и рассмотрение последствий возможной «российской агрессии». После начала украинского кризиса командование НАТО рассматривает Россию в качестве потенциального агрессора, представляющего угрозу для ряда восточноевропейских государств. В качестве первых целей для военной агрессии рассматриваются прибалтийские страны. В 2014-15 годах специалисты RAND провели несколько мероприятий, целью которых было моделирование гипотетического конфликта в регионе. По их результатам был написан недавний доклад «Reinforcing Deterrence on NATO's Eastern Flank», а также сформированы рекомендации по сокращению угрозы.
Угроза захвата столиц двух стран всего за 60 часов приводит к необходимости строительства соответствующей системы обороны. Для защиты Прибалтики от возможной угрозы предлагается развертывание семи бригад и соответствующей инфраструктуры. По подсчетам RAND, создание подобной системы сдерживания «агрессора» потребует ежегодных расходов на уровне 2,7 млрд долларов США. С учетом общего объема валового внутреннего продукта стран НАТО на уровне 35 триллионов и суммарных оборонных расходов в 1 триллион долларов подобные суммы не выглядят большими.
Кроме того, ежегодные траты в 2,7 млрд долларов – это гораздо меньше, чем потери от гипотетического конфликта и захвата прибалтийских государств. Как следствие, сдерживание потенциального противника оказывается гораздо выгоднее войны, как по стратегическим соображениям, так и по финансовым показателям.
Выводы о захвате Прибалтики за 60 часов были сделаны, не в последнюю очередь, при помощи анализа соотношения сил в регионе. Д.А. Шлапак и М. Джонсон рассмотрели количественные показатели армий России и стран НАТО. Результаты такого исследования стали одним из главных поводов для беспокойства.
По подсчетам авторов доклада RAND, в странах Балтики имеется 17 батальонов сухопутных войск НАТО. В составе эстонской армии имеются три пехотных и два легких пехотных батальона. Латвийская армия располагает двумя легкими пехотными батальонами, а в литовской имеется по два батальона механизированной и моторизированной пехоты. США могут помочь обороне региона двумя десантными батальонами, двумя батальонами ударных вертолетов, одним мотострелковым, вооруженным техникой семейства Stryker, а также одним сводным сухопутным батальоном. Последний может развертываться в Польше, остальные – в Прибалтике. Великобритания способна предоставить один десантный батальон.
Российские сухопутные силы, по мнению аналитиков, выглядят гораздо мощнее, а также отличаются большей численностью. В составе Западного военного округа развернуты четыре танковых батальона, 10 пехотных и 8 воздушно-десантных батальона. Кроме того, на территории Калининградской области развернуты три подобных подразделения морской пехоты ВМФ.
Огневую поддержку войскам должны оказывать три дивизиона ствольной артиллерии, а также семь подразделений, вооруженных реактивными системами залпового огня. Для решения некоторых задач могут быть привлечены соединения, вооруженные оперативно-тактическими ракетными комплексами. В составе Западного военного округа имеется по два дивизиона, оснащенных системами «Искандер» и «Точка». Еще один дивизион «Точек» развернут под Калининградом.
Поддержку с воздуха могут осуществлять вертолеты Ми-24. По подсчетам специалистов RAND, в гипотетическом конфликте примут участие шесть батальонов, оснащенных такой техникой.
Таким образом, в случае с сухопутными войсками и армейской авиацией лидерство остается за Россией. В общей сложности только Западный военный округ располагает 46 батальонами различного назначения с разным вооружением и оснащением. Страны Прибалтики и их союзники по НАТО сразу могут задействовать не более 17 соединений. По подсчетам американских аналитиков, схожая ситуация наблюдается и в сфере военно-воздушных сил. Против 27 российских эскадрилий НАТО может выставить лишь 18.
ВВС и ВМС США для действий в Балтийском регионе могут предоставить четыре эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-15, две эскадрильи F-16, две эскадрильи F/A-18, 1,5 эскадрильи F-22 и 0,5 – A-10. Также возможно использование дальних бомбардировщиков B-1B из состава одной эскадрильи. Американская боевая авиация должна работать с аэродромов Литвы, Великобритании, Польши, Швеции и с авианосцев в Северном море.
Великобританию представляют две эскадрильи самолетов Typhoon FGR Mk 4 и Tornado GR Mk 4, дислоцированные в Литве и Польше. ВВС Франции представлены эскадрильей самолетов Rafale на польской авиабазе, Норвегия – эскадрильей F-16, переброшенной в Стокгольм. Также на польских аэродромах базируется несколько звеньев канадских CF-18C/D и эскадрилья датских F-16C.
Российская боевая авиация представлена большим количеством эскадрилий, входящих в состав военно-воздушных сил и авиации военно-морского флота. Состав истребительных подразделений выглядит следующим образом: 9 эскадрилий, оснащенных Су-27, и 3 на МиГ-29. Также имеются четыре эскадрильи перехватчиков МиГ-31. Ударная авиация состоит из двух эскадрилий Су-34 и пяти подразделений, вооруженных Су-24. Также имеются четыре подразделения, оснащенные дальними бомбардировщиками Ту-22М3.
Преимущество в численности войск, по мнению аналитиков RAND, может быть реализовано с использованием географических особенностей региона. Так, удар по прибалтийским государствам может быть нанесен как со стороны основной части России, так и из Калининградской области. В таком случае три страны оказываются под ударом с двух направлений с соответствующими последствиями для них и их союзников. В сочетании с большей численностью войск такая стратегия может упростить наступление и захват стран.
Для сокращения рисков, связанных с «российской агрессией», авторы доклада предлагают изменить структуру войск, развернутых в регионе, а также усилить их некоторым количеством дополнительных подразделений. Необходимо усилить сухопутную составляющую, а также развернуть дополнительные бронетанковые соединения. Естественно, подобная модернизация обороны потребует дополнительных трат, однако их аналитики сочли приемлемыми и не слишком большими на фоне возможных рисков.
Интересна реакция на доклад RAND «Reinforcing Deterrence on NATO's Eastern Flank», причем наиболее любопытно выглядят заявления зарубежных должностных лиц. Так, представители американского военного ведомства и через несколько месяцев после публикации рассматривают доклад в качестве актуального документа, на который следует обращать внимание. Кроме того, именно с учетом рекомендаций RAND Пентагон планирует усилить свою войсковую группировку в Восточной Европе.
Генеральный секретарь НАТО прокомментировал данные о «захвате Прибалтики за 60 часов» иначе. Йенс Столтенберг отнесся к подобным расчетам скептически. Он утверждает, что НАТО может защищать всех своих союзников от любых угроз. При этом, однако, генсек организации добавил, что именно по этой причине в настоящее время ведется изменение существующей системы обороны.
Несмотря на заявления о возможности защиты всех союзников, руководством НАТО было решено усилить войсковую группировку в Восточной Европе. Возможно, это стало результатом изучения тех или иных докладов за авторством исследовательских организаций. 14 июня стало известно о планах по развертыванию четырех дополнительных батальонов. Эти подразделения могут быть отправлены в Восточную Европу уже в начале следующего года.
Как видим, НАТО продолжает наращивать группировку войск в Восточной Европе и в Прибалтике. В качестве повода для подобных действий теперь рассматривается гипотетическая «российская угроза», изучаемая специалистами различных организаций. Февральский доклад центра RAND, а также реакция Пентагона на него показывают, что зарубежные военачальники и политики вновь рассматривают Россию в качестве угрозы, для борьбы с которой необходимо принимать меры военного характера. На данный момент основным способом подобного противостояния являются усиление войсковой группировки и проведение учений. Какими будут дальнейшие шаги НАТО и стран-участниц – станет ясно позднее. Однако уже сейчас понятно, что в обозримом будущем не стоит ждать улучшения российско-натовских отношений.
По материалам сайтов:
http://weeklystandard.com/
http://bbc.co.uk/
http://politrussia.com/
http://vz.ru/
https://rg.ru/
Доклад RAND «Reinforcing Deterrence on NATO's Eastern Flank»:
http://rand.org/content/dam/rand/pubs/research_reports/RR1200/RR1253/RAND_RR1253.pdf
Вас заинтересует
Великобритания продолжает изучать «российскую угрозу
Американский исследовательский центр совместно с Пентагоном пришли к выводу, что российская армия за трое суток разгромит натовский контингент в Прибалтике
Российская агрессия: беспочвенные обвинения и реальные действия
НАТО планирует создать силы сверхбыстрого реагирования
США намерены усилить присутствие в Прибалтике