В рамках программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой
авиации» (ПАК ФА) отечественная оборонная промышленность должна создать
не только новый истребитель, относящийся к пятому поколению, но и ряд
различных изделий, необходимых для его строительства. Несколько дней
назад появились сообщения о ходе текущих работ по проекту перспективного
турбореактивного двигателя для самолета ПАК ФА.
Выгодная
аренда генераторов серпухов по низкой цене.
Новые сообщения о
ходе проекта были опубликованы информационным агентством ТАСС 2
сентября. Во время Восточного экономического форума журналисты агентства
смогли получить новые сведения от генерального директора
Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (КнААЗ) им. Ю.А. Гагарина
Александра Пекарша. Руководитель предприятия рассказал, что двигатель
второй очереди для самолета ПАК ФА уже готов и работает. В настоящее
время испытания идут по плану. Прочие данные о текущих работах, однако,
не были оглашены.
Незадолго
до появления сведений о работах над двигателем ответственные лица
огласили возможный ход дальнейших событий. Накануне открытия Восточного
экономического форума губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт
рассказал, что серийное производство новой авиационной техники может
начаться в конце 2017 года. Истребители новой модели будут включены в
государственный оборонный заказ на 2018 год. Площадкой для строительства
самолетов программы ПАК ФА станет авиазавод в г. Комсомольск-на-Амуре.
Последние
сообщения о ходе работ над двигателем для перспективного истребителя
могут быть поводом для оптимизма. Проведение текущих испытаний
приближает момент установки новых изделий на опытные самолеты с
последующей проверкой в воздухе. Кроме того, эти работы открывают дорогу
к серийному производству самолетам в полной комплектации, способным
показать все расчетные характеристики.
Напомним, в связи с
некоторыми особенностями разработки перспективных силовых установок было
решено использовать в рамках проекта ПАК ФА двигатели нескольких типов.
Изначально опытные самолеты Т-50 получили т.н. двигатели первой очереди
– ими стали изделия АЛ-41Ф1. После появления нового двигателя т.н.
второй очереди, имеющего требуемые характеристики, его планировалось
внедрить в проект. На некоторых этапах программы ПАК ФА двигатели первой
очереди рассматривались не только в качестве средства, способного
обеспечить испытания, но и предлагались в контексте строительства первых
серийных самолетах. Двигатели второго этапа, в свою очередь, должны
были устанавливаться на серийной технике в дальнейшем.
В
настоящее время самолеты Т-50 оснащаются двигателями первого этапа типа
АЛ-41Ф1 или «Изделие 117». Такие двигатели основываются на существующих
наработках, однако при этом подавляющее большинство узлов и агрегатов
было разработано специально для них. Характерными чертами технического
облика двигателей являются компрессор увеличенного диаметра,
всеракурсное управление вектором тяги и автоматическая система
управления с полной ответственностью. На форсажном режиме двигатель
«Изделие 117» может развивать тягу до 15000 кгс. Также от
предшественников он отличается повышенным до 4 тыс. часов ресурсом и
сниженным расходом топлива.
Двигатели АЛ-41Ф1 уже несколько лет
производятся серийно. Кроме того, ведется производство изделий АЛ-41Ф1С,
предназначенных для серийных истребителей Су-35С. От двигателей для
истребителей Т-50 они отличаются некоторыми особенностями конструкции и
составом оборудования. Сохраняются основные возможности, в том числе
управление вектором тяги, однако максимальная тяга снижена на 500 кгс.
Кроме того, вместо новейшей электронной системы управления применяется
проверенная временем электромеханическая.
В будущем истребители
пятого поколения должны будут получить новые турбореактивные двигатели,
сейчас известные под обозначением «Изделие 30». В соответствии с
техническим заданием, такая силовая установка должна развивать тягу не
менее 16000 кгс, а также использовать самые современные наработки в
различных областях. Создание «Изделия 30» было поручено Объединенной
двигателестроительной корпорации, а именно ее дивизиону «двигатели для
боевой авиации». Головным разработчиком, координирующим работу всех
предприятий-исполнителей, было назначено ОКБ им. А.М. Люльки, являющееся
филиалом Уфимского моторостроительного производственного объединения.
Также к работам привлечены некоторые другие организации и предприятия.
Серийное производство перспективных изделий предполагается развернуть в
Уфе.
Разработка проекта «Изделие 30» была завершена в прошлом
году. В ходе аэрокосмической выставки в Ле-Бурже представители
российской промышленности рассказали о завершении технического
проектирования нового двигателя. По состоянию на середину июня 2015 года
проект находился на стадии подготовки технической документации,
необходимой для изготовления опытных изделий. До конца года
планировалось собрать два двигателя-демонстратора. На тот момент все
работы велись в соответствии с установленным графиком.
В марте
2016 года представители головного разработчика вновь рассказали о
текущих работах. Упоминалось, что прототип нового двигателя пока
находится в производстве. Одновременно с этим велись испытания
внутреннего контура изделия, выполненного в виде отдельного агрегата.
Полноценный прототип «Изделия 30» планировалось отправить на испытания
летом.
Согласно последним сообщениям представителей оборонной
промышленности, т.н. двигатель второго этапа уже начал испытания на
наземном стенде. В течение некоторого следующего времени проверки этого
изделия должны быть завершены, по результатам чего будет решаться вопрос
об установке двигателей нового типа на опытные самолеты с последующими
испытаниями техники в воздухе. По-видимому, все эти работы будут
выполняться в этом и следующем годах.
Точные сроки завершения
работ по новому двигателю и развертыванию его серийного производства с
целью оснащения перспективной авиационной техники пока не уточнялись. В
прошлом году представители авиационной промышленности упоминали, что
опытно-конструкторские работы по «Изделию 30» будут продолжаться до 2020
года. Незадолго до этого, в декабре 2014 года генеральный директор
Объединенной двигателестроительной корпорации Владислав Масалов указывал
на возможность проведения первого полета Т-50 с двигателем второго
этапа в 2017 году. В ноябре прошлого года появились новые сведения на
этот счет. Согласно заявлению заместителя генерального конструктора ОДК
Виктора Белоусова, первый полет самолета с новой силовой установкой
произойдет только в 2018 году.
Выставочный образец двигателя АЛ-41Ф1С
Появление
серийных двигателей новой модели с требуемыми параметрами даст
перспективным истребителям пятого поколения возможность демонстрации
основных характеристик на необходимом уровне. В первую очередь, должен
произойти прирост скорости, дальности и других летных характеристик.
Кроме того, увеличение тяги может использоваться для повышения боевой
нагрузки с соответствующими последствиями для эффективности применения
техники.
По разным оценкам, нормальная взлетная масса самолета
Т-50 будет находиться в пределах 30 т, максимальная – до 37 т. При таких
весовых показателях два двигателя тягой не менее 16000 кгс смогут
обеспечить тяговооруженность не менее 0,85, в зависимости от полезной
нагрузки и запаса топлива. При этом в некоторых случаях этот параметр
будет превышать единицу, что даст заметные преимущества перед
существующими и перспективными самолетами. К примеру, ожидается
возможность разгона до высоких сверхзвуковых скоростей без необходимости
использования форсажа. Как следствие, перспективный истребитель будет
отличаться от другой авиационной техникой пониженным расходом топлива,
что должно положительным образом сказаться на показателях дальности.
В
настоящее время в программе испытаний проекта ПАК ФА задействовано
шесть летных опытных образцов самолета Т-50. Все они на данный момент
оснащены двигателями первого этапа АЛ-41Ф1. В обозримом будущем
планируется построить несколько новых прототипов, которые так же будут
участвовать в испытания. Особенности комплектации новой техники пока
официально не уточнялись, но есть основания полагать, что некоторые
новые машины в будущем смогут получить двигатели второго этапа.
Испытания такой техники, по последним данным, начнутся только в 2018
году.
Из имеющихся сведений о двигателях следует, что первые
серийные самолеты новой модели, как это планировалось ранее, будут
комплектоваться двигателями первого этапа. «Изделия 30», по-видимому,
будут устанавливаться только на технике более поздних выпусков. Согласно
последним планам министерства обороны, до конца текущего десятилетия
авиационная промышленность должна будет выпустить и передать заказчику
более полусотни самолетов Т-50. Какое количество техники получит новые
двигатели – пока не ясно.
Разработка нового двигателя является
одной из самых сложных составляющих программы «Перспективный авиационный
комплекс фронтовой авиации», что, в частности, выражается в регулярном
пересмотре сроков выполнения тех или иных работ. Тем не менее, к
настоящему времени двигатель второго этапа доведен до стадии наземных
испытаний, что приближает следующие проверки. Завершение текущих работ, в
свою очередь, приблизит момент установки опытных двигателей на
самолеты-прототипы. Поэтому в обозримом будущем следует ждать новые
сообщения как о ходе программы ПАК ФА в целом, так и об отдельных
проектах в ее рамках.
Вас заинтересует
Двигатели второго этапа для истребителя Т-50
Новости проекта Ил-112
НПО «Энергомаш
Подписан контракт на разработку бомбардировщика ПАК ДА
Завершен техпроект двигателя второго этапа для истребителя Т-50