Парламентские выборы в Марокко закончились победой Партии справедливости
и развития (ПСР). Напомним, что это исламистская, но умеренная
политическая партия, придерживающаяся религиозно-консервативных позиций.
В победе ПСР нет ничего удивительного — она завоевала парламентское
большинство и в 2011 году. Тогда премьер-министром Марокко стал лидер
партии Абделила Бенкиран (род.1954). Политик занимает пост главы
правительства страны и в настоящее время. Партия справедливости и
развития возникла в 1960-е годы как марокканский филиал
«Братьев-мусульман», но со временем заняла более умеренные позиции.
Сегодня эта политическая организация выступает под лозунгами социального
консерватизма, демократизации политической системы страны.
Вот информация
как паять полипропиленовые трубы.
Среди
североафриканских государств Марокко стоит особняком. Несмотря на то,
что в стране, разумеется, присутствуют многочисленные социальные и
экономические проблемы, Марокко, тем не менее, умудряется сохранять
политическую стабильность. В этом отличие страны от всех соседних
государств — Мавритании с периодическими военными переворотами, Алжира с
кровавым противостоянием фундаменталистов и правительства, Туниса, где
во время Арабской весны был свергнут режим Бен-Али, Ливии, в которой
после падения Каддафи наступил настоящий хаос, Египта, где также,
несмотря на жесткий военный режим, продолжается противостояние
радикальных фундаменталистов и правительственных сил.
Политическая
ситуация в Марокко существенно отличается от ситуации в других странах
Северной Африки и Ближнего Востока. Прежде всего, эти отличия связаны с
формой правления в стране. Марокко — конституционная монархия. Это куда
более традиционалистское государство, чем остальные страны Северной
Африки. Правящая династия Алауитов находится у власти в Марокко с
середины XVII века. Род Алауитов происходил из Тафилальта и возводил
свое происхождение к шерифам — потомкам Хасана, внука Пророка Мухаммада.
Несмотря на то, что в 1912 г. Франция установила протекторат над
Марокко, и лишь 2 марта 1956 г. страна вновь обрела полную политическую
независимость, династия Алауитов сохраняла свою власть. В 1957 г., уже
после провозглашения независимости, был изменен титул монарха — теперь
правитель Марокко именовался не султаном, а королем, что было связано с
европейским культурным и политическим влиянием и с позицией тогдашнего
монарха Мухаммеда V (1909-1961) — человека, получившего не только
традиционное мусульманское, но и современное европейское образование.
Королевская
власть династии, правящей более трехсот лет, естественно, выглядит куда
более легитимной для человека из традиционного общества, чем власть
пришедших к власти в результате военных переворотов диктаторов или
избранных президентов. В арабском мире король Марокко всегда пользовался
большим уважением, хотя бы потому, что после свержения монархии в
Египте и Ливии Марокко осталось единственной на Африканском континенте
мусульманской монархией. Кроме того, Марокко всегда претендовало на
особую роль в африканской и арабской политике. Руководители этой страны
выбрали мудрый путь сотрудничества как с арабскими и африканскими
странами, так и с Западом. В свою очередь, США и европейские страны
всегда рассматривали Марокко как наиболее надежного партнера в Северной
Африке. Этому способствовало и участие Марокко в поддержке
консервативных режимов в африканских странах. Особые отношения Марокко с
Западом способствовали тому, что страна стала играть посредническую
роль во многих конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке. В частности,
Марокко участвовало в подготовке израильско-египетских переговоров в
Кэмп-Дэвиде, именно в Марокко впервые встретились обсудить возможность
мирного соглашения президент Египта Анвар Садат и премьер-министр
Израиля Менахем Бегин.
Предыдущий король Хасан II Алауи (на фото), правивший Марокко с 1961 по
1999 годы, с 1979 года возглавлял также Комитет AL QODS, объединяющий
глав государств арабского мира. Стремясь обезопасить свой режим от
попыток свержения и видя перед собой печальный пример судьбы монархии в
Ливии, Хасан Алауи жестко подавлял деятельность оппозиционных
политических организаций. Но, несмотря на обвинения в нарушении прав
человека, король встречал поддержку стран Запада, которые видели в
марокканском режиме естественного союзника в борьбе против арабских
левонационалистических режимов Алжира, Ливии, Сирии, пользовавшихся
поддержкой Советского Союза. Хасан II пережил два покушения,
организованных марокканскими военнослужащими, недовольными проводимой им
политикой. Именно в годы правления Хасана II и начала свою деятельность
Партия справедливости и развития, находящаяся в последние годы у власти
в стране. До 1998 г. она носила название «Партия народное
конституционно-демократическое движение» (ПНКДД). В 1999 году, после
смерти Хасана II, королем Марокко стал Мухаммед VI Алауи — человек
молодой (он родился в 1963 году) и ориентированный на реальные
политические изменения в Марокко, в том числе и на возможность
сотрудничества с умеренной оппозицией.
Когда в 2011 году в ряде
ближневосточных и африканских стран вспыхнули события, названные
«Арабской весной», Мухаммед VI отреагировал на них быстро и разумно. Он
принял решение не подавлять фундаменталистскую оппозицию, а позволить
умеренным исламистам принимать активное участие в политической жизни
страны. Готовность поделиться властью с оппозицией и спасла марокканский
режим от судьбы египетского, ливийского, тунисского, йеменского
режимов. Хотя, с другой стороны, в низвержении монархии и дестабилизации
ситуации в Марокко отнюдь не были заинтересованы США и НАТО, поэтому
марокканская оппозиция не получала ту информационную и материальную (а в
ливийском случае — и военную) поддержку, которую получали радикальные
организации в других странах.
Следует отметить, что Партия
справедливости и развития впервые приняла участие в выборах в Палату
представителей Марокко еще в 1997 году, когда она называлась Партией
народное конституционно-демократическое движение. Однако тогда она не
добилась серьезного успеха — из 325 мест в Палате представителей партия
получила всего 9 мест. Но, с другой стороны, это также было немало,
учитывая, что до 1997 года религиозно-политические организации не были
представлены в марокканском парламенте. Дальнейший рост популярности
партии был связан не только с ее подчеркнутой ориентацией на
консервативные ценности, но и с социальной составляющей. Несмотря на
высокий, по сравнению с другими странами Африки, уровень политической
стабильности, в Марокко очень велика социальная поляризация, много
безработных и бедных. Десятки тысяч марокканцев регулярно покидают
страну, отправляясь на заработки в Европу. Многие из них попадают под
влияние радикальных фундаменталистских организаций, которые спекулируют и
на социальных проблемах, связывая их с «безнравственностью» и
«несправедливостью» светских политических режимов в арабских и
африканских странах. Учитывая многочисленные социально-экономические
проблемы Марокко, в 2011 году не исключался и сценарий возможного
восстания протестно настроенных масс обездоленных марокканцев, которое
могли бы возглавить радикальные фундаменталисты. Но взвешенная политика
руководства страны такое развитие событий предотвратила.
В июле
2011 г. была принята поправка к Конституции Марокко, в соответствии с
которой были существенно расширены свобода слова, а также полномочия
правительства и премьер-министра. На досрочных парламентских выборах
Партия справедливости и развития одержала уверенную победу и завоевала
относительное большинство мест в марокканском парламенте. Это также
стало судьбоносным событием — впервые религиозно-политическая партия
сформировала правительство Марокко. Правда, в его формировании
участвовали еще три политические партии светского толка, но это
обстоятельство только придало марокканскому правительству более
уверенный и сбалансированный характер.
Чем объясняется
пятилетний успех Партии справедливости и развития у марокканского
избирателя? Во-первых, Партия справедливости и развития в парламентской
политике Марокко участвует сравнительно недавно. Это в выгодную сторону
отличает ее от других политических партий, представленных в парламенте,
вне зависимости от идеологической ориентации последних. Марокканцы все
меньше доверяют «старым» политическим партиям, поскольку деятельность
предыдущих правительств не привела к сколько-нибудь значительным
изменениям в социальном и экономическом положении большинства населения
страны. Значительная часть населения Марокко проживает за чертой
бедности, каждый пятый марокканец и каждый третий марокканец в возрасте
до 30 лет — безработные. И это — на фоне настоящего процветания
политической элиты страны, начиная от королевской фамилии и заканчивая
коррумпированными чиновниками. На протяжении десятилетий марокканские
политические партии не делали каких-либо реальных шагов в сторону
изменения существующей ситуации. Естественно, что такое их поведение
вызывало недовольство их деятельностью со стороны большинства
марокканцев.
Во-вторых, в Марокко достаточно высокий уровень
коррупции. Поскольку Партия справедливости и развития вплоть до конца
1990-х годов вообще не была парламентской партией и не участвовала в
формировании органов власти, она оказалась в списке практически
некоррумпированных политических сил, что также не могло не вызывать
симпатии и уважения со стороны народных масс. Голосовавшие за ПСР
избиратели считают, что партия рано или поздно сможет если не покончить с
коррупцией в органах власти, то, по крайней мере, ее существенно
снизить. Поэтому Партия справедливости и развития получила голоса как
фундаменталистов, так и многих людей других взглядов, заинтересованных в
обновлении марокканского политического режима. Тем более, что
политическую платформу Партии справедливости и развития вряд ли можно
называть типичной для фундаменталистов. Строго говоря, ПСР является
нетипичной исламистской партией. Ее лозунги — Ислам, уважение
конституционной монархии и осуждение насилия — вполне укладываются в
центристскую политическую платформу, не несущую угрозы существующему
политическому строю.
Умеренность Партии справедливости и
развития позволила королевскому режиму Марокко без особых проблем
выстроить линию взаимоотношений с этой партией и с возглавляемым ею
правительством. Партия справедливости и развития намеревается развивать
торговлю Марокко со странами Евросоюза, в том числе посредством создания
свободных экономических зон, что уже свидетельствует о ее умеренности,
так как радикальные фундаменталисты выступают против развития связей с
Западом. В социальной сфере партия стремится к увеличению темпов
строительства социального жилья, к постепенному решению проблемы
безработицы, которая очень остро стоит перед страной. Проект «Город без
трущоб» подразумевает переселение обездоленных марокканцев в социальное
жилье, что будет способствовать улучшению качества жизни населения.
Также партия озабочена вопросом развития образования в стране. В Марокко
действительно удручающая ситуация в сфере образования. До сих пор 30%
населения страны неграмотны. Каждый третий марокканец не умеет читать и
писать. Естественно, что неграмотность трети населения в современном
мире является серьезнейшим тормозом на пути к социально-экономическому
развитию страны. Поэтому ПСР выступает за борьбу с неграмотностью, но,
прекрасно понимая масштабность этой цели, пока реалистично говорит лишь о
снижении доли неграмотных с 30% до 20% населения страны.
За
пять лет пребывания у власти ПСР показала, что является умеренной
партией, которая не будет проводить политику «возврата к средневековью»,
в чем партию обвиняли критики из числа представителей «светских»
политических организаций. Королю Мухаммеду VI (на фото) удалось
договориться с ПСР и Марокко сохраняет политическую стабильность, хотя в
стране с большой частотой происходят протестные выступления. Дело в
том, что чем дольше ПСР находится у власти, тем яснее рядовые марокканцы
понимают отсутствие каких-либо масштабных изменений в своем социальном и
экономическом положении. Красивые цели и правильные задачи это,
конечно, хорошо, но лишь тогда, когда они реализуются на практике. Пока у
ПСР получается хотя и медленное, но все же улучшение экономической и
социальной ситуации в стране. Главным противником существующего строя
теперь выступают радикальные группировки фундаменталистов, которые не
входят в парламент и рассматриваются в стране в качестве экстремистских
организаций.
Крупнейшая оппозиционная организация Марокко —
«Аль-Адль ва-ль-исхан» — насчитывает несколько сотен тысяч сторонников и
выступает за ликвидацию конституционной монархии и замены власти короля
властью совета улемов. В отличие от Партии справедливости и развития,
поддерживающей конституционную монархию, эта организация считает
единственно возможным путем политического и экономического развития
страны только строительство исламского государства. Правда, надо отдать
должное, «Аль-Адль ва-ль-ихсан» отвергает насильственный путь прихода к
власти и стремится к легальной политической деятельности. Этого не
скажешь о более радикальных группировках, с которыми, впрочем, активно
борются марокканские спецслужбы. Учитывая, что в самом Марокко
контрразведка достаточно жестко подавляет радикальные организации,
значительная часть марокканских радикалов давно перебралась в Европу.
Среди террористов, участвовавших в терактах в Бельгии и ряде других
европейских стран, были и выходцы из Марокко. Сегодня для марокканского
руководства главная задача — не допустить усиления экстремистов и
сохранить политическую стабильность в стране. Надежным оплотом
стабильности в стране остаются силовые структуры. О них мы расскажем в
следующем материале.
Вас заинтересует
Невыученный урок «Зелёного марша
Неудача Эрдогана, или «В конечном счёте ответственность несёт королева
Российско-Марокканские отношения: история и современность
Гумьеры: берберы Марокко на французской военной службе
Реактивные истребители и верблюжья конница