В 1960 году на вооружение Сухопутных сил самообороны Японии был принят
первый современный бронетранспортер «Тип 60». Эта машина позволила
временно закрыть потребность войск в подобной технике, однако все же не
была лишена недостатков. С учетом опыта проектирования, испытаний и
эксплуатации первого послевоенного бронетранспортера вскоре начали
разработку нового образца подобного назначения. Эта машина была принята
на вооружение под обозначением «Тип 73».
Имеющийся БТР «Тип 60»
имел ряд характерных недостатков того или иного рода. Он мог защитить
экипаж только от пуль стрелкового вооружения, не имел средств защиты от
оружия массового поражения и пересекал водные преграды только по бродам.
Из-за этого машина даже на момент своего появления далеко не в полной
мере соответствовала современным требованиям и рисковала слишком быстро
устареть. Подобные проблемы существующего бронетранспортера стали
понятны в середине шестидесятых годов, и вскоре это понимание привело к
старту нового проекта.
БТР "Тип 73". Фото Минобороны Японии / Mod.go.jp
Новый проект разработки бронетранспортера для замены «Типа 60»
стартовал в 1967 году. Учтя имеющийся опыт, командование Сухопутных сил
самообороны решило поручить создание новой техники нескольким
организациям одновременно. Это позволяло сосредоточить все усилия
конкретного подрядчика на том направлении, где он имел наибольший опыт.
При этом, однако, не исключалась одновременная разработка сразу двух
проектов, что позволяло сравнить полученные образцы и выбрать наиболее
удачный.
Головными предприятиями двух проектов были назначены
компании «Мицубиси» и «Комацу», уже успевшие создать несколько образцов
современной бронетехники. Компанию Kobe Iron Works привлекли к проектам
на правах субподрядчика, отвечающего за производство броневого корпуса.
Специалисты Hitachi Manufacturing Company должны были представить
трансмиссию с требуемыми характеристиками, а от Nihon Electric
Corporation требовались радиоэлектронные компоненты и приборы ночного
видения.
В 1968 году головные организации двух проектов завершили
сборку прототипов и представили их на испытания. В целом, два
бронетранспортера были схожи по своим характеристикам и общему облику,
однако имелись и некоторые заметные отличия. Одним из преимуществ
бронетранспортера от «Комацу» могла считаться малая стоимость,
полученная за счет использования сравнительно простого и дешевого
корпуса из броневой стали. Конкурирующий проект, в свою очередь,
предлагал использование алюминиевого корпуса с аналогичным уровнем
защиты, но более высокой ценой.
Общий вид машины. Фото Tanks-encyclopedia.com
В
течение нескольких следующих лет японское военное ведомство проводило
испытания новой бронетехники и время от времени выдавало рекомендации по
ее совершенствованию. Окончательный облик перспективного
бронетранспортера был определен только в начале семидесятых годов.
Примерно тогда же военные сделали свой выбор. Перспективная машина марки
«Комацу» отличалась меньшей стоимостью при требуемых характеристиках и,
как следствие, могла стать предметом заказа. Тем не менее, этот проект
был отвергнут. В связи с современными тенденциями развития бронетехники,
уже в первой версии технического задания присутствовал пункт об
использовании корпуса, изготовленного из алюминиевых сплавов. Стальная
машина этому требованию не соответствовала, что и стало одним из главных
факторов, определивших выбор заказчика.
В определенный момент
проект «Комацу» был закрыт из-за несоответствия техническому заданию и
невозможности быстрой и простой доработки. Дальнейшие работы по новой
тематике должны были продолжать только конструкторы компании «Мицубиси».
В сотрудничестве с другими субподрядчиками они завершили доводку
проекта. В начале 1973 года новый бронетранспортер был принят на
вооружение Сухопутных сил самообороны под обозначением «Тип 73» – по
году начала службы.
Результатом совместной работы компаний
Mitsubishi и Kobe Iron Works стало появление броневого корпуса
сравнительно простой формы, изготавливаемого из листов алюминиевого
сплава. Толщина используемых листов до сих пор не подлежит оглашению,
однако известно, что броня машины защищает экипаж и внутренние агрегаты
от пуль стрелкового оружия и осколков стрелкового оружия. Есть основания
полагать, что используется дифференцированное бронирование с более
мощной защитой передней полусферы.
Компоновка корпуса машины «Тип
73» была заимствована из предыдущего проекта «Тип 60». В передней части
бронетранспортера помещаются основные агрегаты трансмиссии, позади
которых находится отделение управления с рабочими местами экипажа.
Позади отделения управления у левого борта поместили моторный отсек,
справа от которого находится рабочее место стрелка-пулеметчика. Все
прочие объемы отданы под десантное отделение.
Бронетранспортер из экспозиции одного из музеев. Фото Tanks-encyclopedia.com
Корпус
бронетранспортера имеет лобовую часть, состоящую из нескольких
наклонных прямоугольных листов разных размеров и напоминающую
соответствующие агрегаты «Типа 60». При этом верхний лобовой лист
отличается большой шириной и перекрывает всю проекцию корпуса, в том
числе надгусеничных ниш. Вертикальные борта установлены на уровне
внешних кромок надгусеничных полок, образуя дополнительный объем внутри
корпуса. Имеется горизонтальная крыша с небольшими наклонными участками в
лобовой и бортовых частях.
В моторном отсеке машины
располагается четырехцилиндровый V-образный дизельный двигатель
воздушного охлаждения «Мицубиси» 4ZF мощностью 300 л.с. При помощи
короткого карданного вала двигатель соединяется с трансмиссией переднего
расположения. Двигатель, вспомогательные системы моторного отсека и
некоторые устройства трансмиссии выполнены в виде единого блока,
облегчающего ремонт в полевых условиях.
Ходовая часть имеет по
пять опорных катков большого диаметра на каждом борту. Катки оснащены
индивидуальной торсионной подвеской. Некоторые пары катков также
комплектуются дополнительными амортизаторами. В передней части корпуса
находятся ведущие колеса, в корме – направляющие. Поддерживающие ролики
отсутствуют. По ряду комплектующих ходовая часть бронетранспортера «Тип
73» была унифицирована с существующими и перспективными боевыми
машинами, в том числе с танками.
Техника во время учений. Фото Wikimedia Commons
Собственный
экипаж бронетранспортера состоит из трех человек. Компоновка отделения
управления, вмещающего экипаж, была заимствована из предыдущего проекта,
хотя и претерпела некоторые изменения. В передней части корпуса у
правого борта находится пост управления с рабочим местом
механика-водителя. Водитель располагает собственным люком со сдвижной
крышкой, оснащенным смотровыми приборами. В темное время суток оптика
может заменяться прибором ночного видения. Слева от водителя расположили
стрелка. Он должен попадать на свое место через люк в крыше, однако его
место не имеет развитых систем наблюдения. Искать цели для пулемета
предлагается только при помощи штатного прицела. На продольной оси
машины, за водителем и стрелком, находится командир. Он имеет откидной
люк-башенку с оптикой по периметру.
Справа от моторного отсека на
бронетранспортере «Тип 73» была сохранена пулеметная установка. Она
монтируется на отдельном люке в корпусе, под которым находится стрелок. В
отличие от предыдущей машины «Тип 60», стрелок, использующий этот
пулемет, не входит в экипаж, но является бойцом перевозимого
подразделения. Таким образом, разработчикам нового бронетранспортера
удалось выполнить требования о сокращении экипажа без значительного
ухудшения боевых или иных характеристик машины, а также без серьезного
изменения ее конструкции.
За счет определенного увеличения длины
корпуса в сравнении с предыдущим БТР удалось нарастить объемы десантного
отделения. Машина «Тип 73» в кормовом отсеке имеет две лавки для
размещения восьми бойцов с оружия. Девятый десантник находится позади
водителя и управляет пулеметом. Десантное отделение вновь получило
крупные кормовые двери. В крыше появился общий крупный люк с двумя
крышками, открываемыми вверх и в стороны. В бортах десантного отделения и
кормовых дверях предусмотрели смотровые щели. Амбразуры для стрельбы из
личного оружия не использовались.
Высадка десанта. Фото Wikimedia Commons
В
первых версиях проекта предлагалось использование достаточно мощного
вооружения. «Главным калибром» перспективного бронетранспортера могла
стать автоматическая пушка калибра 20 мм. Тем не менее, в дальнейшем
комплекс вооружения был пересмотрен с учетом упрощения и удешевления, а
также использования существующих наработок. В итоге все собственное
вооружение БТР «Тип 73» фактически было заимствовано из предыдущего
проекта. В лобовом листе корпуса, возле места стрелка, поместили шаровую
установку с курсовым пулеметом M1919A4 калибра 7,62 мм. Установка
позволяла отклонять ствол на 30° в любом направлении. В укладках
отделения управления удалось разместить 1000 патронов в нескольких
лентах.
На правом люке крыши корпуса помещалась турельная
установка для крупнокалиберного пулемета, обеспечивающая круговую
горизонтальную наводку и подъем ствола на 60°. На верхней турели
монтировался крупнокалиберный пулемет M2HB. Его боекомплект состоял из
500 патронов. Интересной особенностью проекта «Тип 73» был тот факт, что
второй стрелок, управляющий крупнокалиберным пулеметом, не включался в
состав экипажа.
Повышение основных характеристик в сравнении с
бронетранспортером предыдущей модели было получено в том числе за счет
увеличения габаритов. Длина БТР «Тип 73» составляет 5,8 м, ширина – 2,8
м, высота по крыше корпуса – 2,2 м. Боевая масса – 13,3 т. Удельная
мощность на уровне 22,5 л.с. на тонну дала возможность получить
достаточно высокую подвижность. Максимальная скорость машины на шоссе
достигает 70 км/ч. Запас хода за счет баков емкостью 450 л – 300 км. Без
специальной подготовки бронетранспортер мог преодолевать различные
препятствия и пересекать водные преграды вброд.
Командно-штабная машина "Тип 73". Фото Armyrecognition.com
Одним
из главных недостатков БТР «Тип 60» была невозможность движения по
водоемам вплавь. В новом проекте «Тип 73» эта проблема получила решение,
однако поставленные цели были достигнуты неоднозначным способом. Для
передвижения по воде бронетранспортер предлагалось оснащать специальными
подвесными агрегатами. Одно носовое и два бортовых коробчатых
устройства предназначались для достижения приемлемой плавучести. После
установки подвесного оборудования бронемашина могла спускаться на воду
и, перематывая гусеницы, развивать скорость до 7 км/ч.
В 1973
году перспективный бронетранспортер разработки компании «Мицубиси» был
принят на вооружение под обозначением «Тип 73». Вскоре Сухопутные силы
самообороны получили первые серийные образцы такой техники. Изначально
предполагалось, что будущее массовое производство новых бронемашин
позволит постепенно заменить устаревающие БТР «Тип 60», отличающиеся
рядом недостатков. Тем не менее, со временем стало ясно, что такие планы
реализовать не удастся.
С целью экономии на производстве новой
техники было принято решение создать на основе «Типа 73» образцы иного
назначения. Первой подобной разработкой стала командно-штабная машина
«Тип 73». От исходного бронетранспортера она отличалась переделанным
десантным отделением. Стандартную крышу заменили более высокой
надстройкой, а внутри корпуса поместили стол для работы с документами,
дополнительные радиостанции и другое специальное оборудование.
САУ "Тип 74". Фото Wikimedia Commons
В
1975 году на вооружение приняли гаубичную самоходную артиллерийскую
установку «Тип 74», вооруженную орудием калибра 105 мм. Шасси этой
бронемашины представляло собой переработанный бронетранспортер «Тип 73».
Кроме того, в интересах артиллерийских соединений была создана
реактивная система залпового огня «Тип 75». В этом проекте на
доработанный корпус предлагалось устанавливать пакет направляющих для
130-мм ракет. Обе артиллерийские системы строились серийно и в течение
некоторого времени использовались Силами самообороны.
Для
выполнения исходных планов и полной замены устаревающих
бронетранспортеров «Тип 60» Японии требовалось несколько сотен новых
боевых машин. Подобные требования Сил самообороны удалось выполнить лишь
частично. В ходе серийного строительства выяснилось, что алюминиевый
корпус, а также некоторые другие оригинальные идеи и решения,
использованные в проекте, привели к усложнению производства и повышению
цены техники. Из-за подобных проблем и некоторых других факторов с 1973
по 1980 годы компаниям-подрядчикам во главе с «Мицубиси» удалось
построить только 338 бронетранспортеров нового типа. Кроме того,
несколько десятков аналогичных шасси было собрано для использования в
качестве основы для техники иных типов. Интересно, что объемы
производства подвесных модулей плавучести тоже оставляли желать лучшего.
Общее количество таких комплектов оказалось заметно меньше числа
бронетранспортеров.
Проблемы с массовым производством БТР «Тип
73» заставили командование пересмотреть свои взгляды на перевооружение.
Получая новые бронемашины, Сухопутные силы самообороны были вынуждены
продолжать эксплуатацию устаревших. Параллельное использование двух
образцов оказало понятное влияние на потенциал пехотных частей. С одной
стороны, более новая техника с улучшенными характеристиками положительно
сказалась на боеспособности, но с другой, ее принятие на вооружение
привело к усложнению эксплуатации парка техники и снабжения частей.
РСЗО "Тип 75". Фото Military-today.com
В
соответствии с существующим законодательством, Япония строила
бронетранспортеры «Тип 73» только для себя. Подписание экспортных
контрактов с последующим выпуском техники для зарубежных заказчиков
исключалось. Можно предположить, что при отсутствии подобных ограничений
японские БТР вряд ли смогли бы отвоевать заметную долю международного
рынка бронетехники.
История службы бронетранспортеров «Тип 73»
была типичной для современной военной техники Японии. Страна не имеет
права участвовать в вооруженных конфликтах, из-за чего вся ее
бронетехника используется только в повседневной службе войск и в
различных учениях.
Эксплуатация БТР «Тип 73» продолжается до сих
пор. Уже сформированы планы, касающиеся будущей замены такой техники
более новыми образцами, однако на их реализацию требуется определенное
время, в течение которого существующие бронетранспортеры будут
сохраняться в войсках. В 2001 году сообщалось, что из 338 построенных
машин «Тип 73» в строю остается 337. Только в начале текущего
десятилетия поставки более новой техники позволили начать постепенное
сокращение численности старых машин. Сколько времени понадобится для их
полной замены – покажет время.
Одной из главных целей проекта
бронетранспортера «Тип 73» было создание новой машины, похожей на
существующий «Тип 60», но лишенной ее характерных недостатков. Путем
изменения конструкции и пересмотра отдельных особенностей комплектации
такая задача была решена. Тем не менее, попытка следовать текущим
тенденциям привела к созданию слишком сложного и дорогого в производстве
корпуса, что негативным образом сказалось на темпах выпуска техники,
сокращению серии и невозможности полной замены устаревших машин. При
этом следует признать, что более новый бронетранспортер выгодно
отличался от предшественника и смог повысить боеспособность пехотных
частей. Что касается сохранявшихся проблем и недостатков, то избавляться
от них планировалось в следующих проектах.
Вас заинтересует
Проект бронетранспортера «Барыс» (Казахстан / ЮАР / Россия)
Опубликованы фото новой китайской БМП
Вооружение отечественных бронетранспортеров
Израильский бронетранспортер Golan
БТР-60