Интервью с контрактником, проходящим службу в ЧечнеНедавно президент Медведев высказался о путях развития Вооружённых Сил России. Отметив "высокий моральный дух и боевую выучку" федеральных войск, он упомянул о "социальном самочувствии" военнослужащих, об обеспечении их жильём и достойным денежным содержанием.
Речи эти не новы и стали уже для российских солдат привычными. Они звучат на протяжении многих лет. Как же меняется ситуация? Стало ли лучше военнослужащим по сравнению с ельцинскими временами? Насколько высок на самом деле их моральный дух? О чём они думают?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы взяли интервью у одного военнослужащего-контрактника, проходящего в настоящее время службу в Чеченской республике. Мы публикуем его как есть, не комментируя даже те моменты, с которыми у нас есть несогласие. Пусть читатели составят максимально объективный портрет современного российского солдата и армии, в которой он служит.
]]>О службе
Корр.: В каком роде войск Вы служите, Ваше воинское звание, воинская специальность?
С. Новиков: Мотострелковая бригада, командир отделения, сержант.
Корр.: Какие основные задачи у вашей части?
С.Н.: Основная задача нашей части это прикрытие границы в случае нападения на РФ со стороны Грузии. Второстепенные же - это проведение ИРД1, охрана местных мероприятий, поддержка спец. сил в ходе КТО2, поиск схронов и боевиков.
Корр.: Как проводятся спецоперации?
С.Н.: Операции всегда по-разному проходят. Принцип один, сначала разведка ОГВ находит предположительное место нахождение боевиков. Бросает туда группу спецов ФСБ или МВД, уничтожают банду. Если они отказываются сдаться, наша задача обычно состоит в блокировании предположительных отходов. Так что мы особенно ничего не делаем, штурмуют их другие. Если банда большая или у них хорошая оборона, используется артиллерия, авиация, потом зачищается место обстрела.
Корр.: Подвергаются ли федеральные силы атакам со стороны боевиков, так как это было раньше?
С.Н.: Бывает. Как правило, это нападения на колонны, отдельные транспортные средства, подрывы на дорогах, обстрелы блокпостов.
Корр.: Как часто подобное происходит?
С.Н.: Не знаю статистики. На моей памяти на нас последний раз нападали в августе прошлого года. На колонну Внутренних Войск месяц назад, это в Чечне. А в Дагестане нападения происходят каждый день.
Корр.: Какие у Вас условия контракта?
С.Н.: Три года, отпуск раз в год 30 суток, служба В соответствии с Уставом ВС РФ, проживание в казарме, зарплата 24-28 тысяч, бесплатное лечение, использование всех прав военнослужащих. Это на бумаге так.
Корр.: А как обстоят дела на самом деле?
С.Н.: На деле чтоб отпуск взять, надо пять тысяч взятку заплатить. Зарплата 21-24 тысячи. Проживание - когда как, когда в казарме, когда в палатке, когда под открытым небом. Это зависит от выполняемой задачи. Питание такое, что свиньи не станут есть. Форму дают на пять размеров больше, и то не все дают что положено. В итоге у местного населения покупаем. Лекарства сами покупаем. Если болен, и надо в госпиталь - едешь за свой счет. Казармы развалены, на ремонт каждый год с нас собирают, в итоге деньги куда-то исчезают, ремонт не делается. Проезд к месту отпуска оплачивается через раз. Закон "О ветеранах" на нас почти не распространяется. Удостоверения ветеранов можно получить только за взятку 25 тысяч. Уволиться невозможно, тоже взятка нужна от 30 до 50 тысяч. Если просто домой уедешь, уголовное дело заведут. Устав не соблюдается, распорядок сами командиры нарушают. Бывает, спать ложимся в час ночи, а в шесть встаем. Выходных нет, регламент служебного времени тут не катит, круглосуточно находишься на службе, даже когда спишь. Выплат, компенсирующих службу в праздники, нет. В общем, почти ни один пункт контракта не соблюдается.
Корр.: Согласны ли Вы с тем, что такая зарплата покрывает риск службы в горячей точке?
С.Н.: Конечно нет!
Корр.: Как командование относится к солдатам?
С.Н.: Примерно так же как администрация зоны относится к зекам. Для командования солдат - это раб, который должен делать и молчать. Тут есть шутка такая. Нашу бригаду называют Бригада строгого режима.
Корр.: Примеры такого отношения можете привести?
С.Н.: Ну вот, к примеру, фраза командира больному солдату: "Только гроб может освободить от службы. Бегом в строй!".
Один солдат на учениях на горном полигоне заболел, температура была 41, его заставили рыть окопы.
У солдата умерла мать, пошел он напрямую к командиру части, так как младшие командиры посылали в известное место. Итог: узнал о себе много нового и был послан на х... Парень в результате самовольно оставил часть.
Солдат хотел уволиться, у него отец болел. Пошел он к начальнику штаба. Нач. штаба выбил ему зубы.
Или вот еще пример. Один парень умер по ошибке врачей. Сказали, что от пьянки. Потом еще его труп по плацу носили, показывая, до чего алкоголь доводит.
А вообще примеров сотни могу привести.
Корр.: Как относятся рядовые военнослужащие к командованию?
С.Н.: В основном как заключенные к администрации. Если бы нам разрешили безнаказанно убивать, 95% командования мы бы убили. В 2008 году, когда война в Южной Осетии была, в пехоте пацаны комбата своего в карты разыгрывали. Проигравший должен был его в бою пристрелить. На счастье комбата, батальон участия в войне не принял.
Корр.: Есть ли в Вашей части дедовщина?
С.Н.: Дедовщины как таковой нет. Только граждане из Дагестана обычно не работают, заставляя более слабых. Но это в пехоте или в отдельных подразделениях, у нас в батальоне этого нет по причине отсутствия дагестанцев.
Корр.: Как отражается реформирование армии РФ на Вашей части?
С.Н.: Изменений пока не наблюдается. Только то, что сложнее стало с подвозом обеспечения. Но зато до нас больше стало положенного довольствия доезжать.
Корр.: А как вообще обстоят дела с военной техникой и экипировкой?
С.Н.: В последнее время технику стали новую давать, но как всегда через раз. Экипировку не дают совсем, только батальону, состоящему из бывших боевиков "Востока". Оружие сменили типа на новое и лучшее, а итог "как всегда": вооружили 70 процентов пехоты АКСУ, и то хрен пойми когда выпущенными. Лучше бы рогатки дали, смех. Разведке автоматы калибра 7,62 сменили на 5,45, тоже старые. Самое главное это что СИЗ3 абсолютно новые привезли, без ОЗК4 русский солдат воевать-то не сможет. Зато броники за свои деньги пехота покупает. Каски новые еще дали штук 500 на бригаду.
Корр.: Это мало?
С.Н. Мало, конечно! Три тысячи человек в бригаде, вот три тысячи и должны были дать.
О Чечне
Корр.: Так ли религиозны чеченцы? Как местное население относится к русским гражданским и военным?
С.Н.: Большинство очень религиозны. К военным относятся как к оккупантам, но в тоже время понимают, что без нас голодали бы. Они работать-то не любят, в большинстве своем занимаются торговлей. Они продают, мы покупаем. Как относятся к гражданским - не знаю. Гражданских, не относящихся никак к военным, я тут не видел. Тут у них процветает национализм, один из десяти чеченцев не националист.
Корр.: В СМИ часто говорят о восстановлении хозяйства, инфраструктуры, строительстве в Чечне. Так ли это?
С.Н.: Да, восстанавливают, но деньги на это дает Москва. Это заслуга Кадырова. Он не дает воровать чиновникам. Если сравнивать дороги в Чечне и у меня дома, то это то же самое, что сравнить Россию и Германию.
Корр.: Кому на Ваш взгляд реально принадлежит власть в Чечне?
С.Н.: Кадырову и его банде, именуемой "Полк милиции специального назначения им. А.Х. Кадырова". Фактически это личная гвардия и охрана Кадырова.
Корр.: Какая же в целом, на Ваш взгляд, обстановка в Чечне?
С.Н.: Сложно сказать. С одной стороны уровень жизни вроде бы поднимается, с другой - реальных рабочих мест нет. Мужчины ездят работать в Россию, либо идут в милиционеры. Женщины занимаются торговлей. Свободы слова у них нет. О серьезной оппозиции не может быть и речи. Нет свободы выбора. Тут действуют законы России вперемешку с законами шариата.
Корр.: Насколько адекватны действия федеральных сил в Чечне? Есть ли реальная заинтересованность в прекращении конфликта?
С.Н.: Если честно, лично у меня нет заинтересованности. Это значит, что я потеряю работу. Так же не заинтересованы в этом чечены, они потеряют доход. Заинтересован в этом только Рамзан, мечтает сделать Чечню курортом. Командование тоже вряд ли заинтересовано: прекратится денежный поток, из которого каждый имеет свою долю. Я имею в виду генералов.
Корр.: А почему Вы так дорожите своей работой?
С.Н.: Потому что когда я вернусь в Россию, там всем плевать на меня. Где был, что делал - никого это не интересует. Работы нет, нормальное образование получить невозможно, жилья нет, что меня там ждет? Социальная помощь 1600 рублей? Обивать пороги инстанций, кому-то что-то доказывая без толку? В нашей стране все через зад. Государство, отправляя на войну человека, должно быть готово принять его обратно. На нормальную работу нас обычно не берут, остается только в криминал, а я не хочу.
Напоследок
Корр.: Считаете ли Вы войну, в которой участвуете, справедливой и почему?
С.Н.: Неверно поставлен вопрос. Войны как таковой нет, проводится контртеррористическая операция. Лично я считаю, что фанатики-бандиты должны уничтожаться. По части справедливости я думаю, что справедливых войн вообще не бывает, бывают разные стороны у войны. Одни воюют за свое, другие за свое. А в данный момент и мы, и боевики воюем за деньги. Они прикрываются верой, мы патриотизмом.
Корр.: А что, в таком случае, Вы думаете о Великой Отечественной войне?
С.Н.: Это была ужасная, кровавая бойня, принесшая много горя советскому народу. Великая Отечественная была войной справедливой. Ведь напал то не СССР, а напали на СССР.
Корр.: Что на Ваш взгляд необходимо изменить в России? Кому должна принадлежать власть?
С.Н.: Я думаю, что нужно убрать монополистов. Доходы от продажи ресурсов вкладывать в экономику страны, а не на заграничные счета бизнесменов. Весь экспорт должен принадлежать государству, а не частным лицам. Все производства должны принадлежать стране, а не частникам. Можно оставить мелких бизнесменов: булочников, ларечников, рестораторов - но увеличить подоходный налог для них. Освободить от уплаты налогов пенсионеров, военных, малоимущих. Власть должна принадлежать народу, всех чиновников должны выбирать люди, а не назначать кто-то. И эти чиновники должны быть ответственны перед народом.
Сноски
1 инженерно-разведывательный дозор
2 контртеррористическая операция
3 средства индивидуальной защиты
4 общевойсковой защитный комплект, состоит из плаща ОП-1, защитных чулок и защитных перчаток, используется обычно в комплекте с противогазом или респиратором
Вас заинтересует
Рамзан Кадыров мечтает запретить Интернет и поймать аль-Багдади
Ополчение Донбасса призывает к помощи!
Украинская БМП нарушила границу с Россией в Ростовской области
Украинские силовики обстреляли позиции самообороны под Славянском
Компания SET-1 обеспечила спецподразделения новыми средствами скрытного наблюдения