На минувшей неделе глава оборонного ведомства Сергей Шойгу заложил первый символический камень будущего здания Национального центра управления обороной государства. Здание будет располагаться на Фрунзенской набережной российской столицы. С началом строительства здания Центра сработали весьма оперативно. Соответствующий указ об открытии будущего НЦУОГ в декабре вступил в силу после его подписания Владимиром Путиным. Оперативность, судя по всему, не будет сбавлять оборотов. По крайней мере, Сергей Шойгу заявил о том, что окончание строительства здания НЦУОГ завершится уже в текущем году.
[thumb=|НЦУОГ или не НЦУОГ?]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS95cHdoMGd5NXV6LmpwZw==[/thumb]
Если говорить о непосредственном назначении новой государственной структуры в виде Национального центра управления обороной государства, то это назначение будет связано в основном с координацией работы силовых министерств и ведомств, управлением системами обеспечения. Вся эта управленческая работа будет направлена (по крайней мере, именно об этом заявляют в министерстве обороны) на повышение уровня обороноспособности страны, на улучшение эффективности взаимодействия отдельных федеральных структур.
]]>Действительно, тот уровень, скажем так, служебно-деловых контактов, который проявляет себя в плане работы многих федеральных ведомств, оставляет желать лучшего. При нынешнем уровне организации взаимодействий между министерством обороны и, к примеру, МВД или МЧС таков, что оперативность выполнения определённых операций часто сводится к невразумительному минимуму, даже при наличии эффективных сил и средств для выполнения этих операции как у одних, так и у других. Часто имеет место банальное перетягивание одеяла от одной структуры на другую с целью получить либо дополнительное финансирование, либо просто лишний раз заявить о своей значимости.
Сергей Шойгу, объясняя назначение будущего НЦУОГ, заявил, что главная цель связана с возможностью оперативного контроля деятельности отдельных ведомств и подведомственных структур со стороны руководителей страны, а также – с возможностью незамедлительно реагировать на все без исключения кризисные ситуации, так или иначе затрагивающие интересы страны.
Общая структура Центра будет трёхзвенной: центр управления повседневной работой ВС РФ, центр боевого управления, центр управления стратегическими ядерными силами.
В общую систему НЦУОГ войдёт Генеральный штаб, несколько стратегических направлений, связанных с обеспечением энергетической и иной безопасностью страны.
Сергей Шойгу:
Это будет многоуровневая система, для того чтобы одним ударом противник не смог обезглавить и ослепить руководство Российской Федерации. Я хотел бы напомнить, что президент Путин неоднократно затрагивал тему молниеносного глобального удара. Соответствующий потенциал создан в США, в будущем он может быть использован против России. Так вот, создание нового центра управления как раз и призвано противостоять подобным глобальным вызовам.
По сути НЦУОГ – это масштабное объединение всех тех звеньев, каждое из которых вносит свой вклад в общую систему российской безопасности. Причём объединение не в виде совокупности, когда каждое министерство и ведомство работает фактически «на своей волне» как сегодня, а в виде сбалансированной системы, когда взаимодействие между отдельными блоками НЦУОГ не только ведётся, но и эффективно контролируется. По крайней мере, именно так НЦУОГ и должен выглядеть в конечном итоге, а уж каким он будет на деле, и какой будет работа под его «крылом» - это уже отдельный вопрос. Ведь часто у нас реализуется знаменитая формула: «хотели как лучше, получилось как всегда»… На сей раз хочется исключительно «как лучше».
Вызывает ли само строительство НЦУОГ однозначно позитивную реакцию? Ну, скажем так, далеко не во всех отношениях. Есть и специалисты, и обыватели, убеждённые в том, что НЦУОГ – априори неработающая система. Чем мотивируют? Мотивируют тем, что это уже не первая «надведомственная» структура, которую пытаются запустить в России. И многие «запущенные» оказались действительно не тем, чем их видели изначально. В ряде случаев сама структура оставалась как бы искусственно отрезанной от того, что под её «эгидой» должно было управляться. «Управляемые» не желали получать «над собой» новых «управляющих», и работа скатывалась не к действенному решению задач, а к формированию центнеров бумажной отчётности, по которой «всё сходилось».
Очевидно, что если и НЦУОГ пойдёт по тем же рельсам, то ничего хорошего из этого не получится. На чём же нужно сделать акцент, чтобы получилось?
Естественно, на первом месте – решение застарелой задачи – избавление от бюрократической волокиты при решении важнейших для безопасности государства вопросов при однозначном подходе к решению этих вопросов. На данный момент у нас дела обстоят таким образом, что даже после принятия, казалось бы, однозначных решений, эти решения начинают не реализовываться, а обсуждаться. Как пример: стратегия модернизации армии и флота до 2020 года. Сначала стратегию приняли, все документы подписали, все печати поставили, уровень финансирования определили – начинай работать! Однако через некоторое время после принятия решения вдруг «очнулся» Минфин, в котором, видите ли, «ужаснулись» расходным суммам и по наущению «сторонних советников» предложили либо приостановить финансирование «до лучших времён» - видимо, до тех времён, когда система американской ПРО будет стоять вместо елей у Кремлёвской стены, либо финансирование урезать и вовсе. Мол, вместо 70% обновления нам «хватит» и 30%... Потом Минфину всё же объяснили, что тот не прав…
Не менее важная задача – контроль тех средств, которые будут выделяться для эффективной работы НЦУОГ. Ну, контроль средств – это у нас вообще притча во языцех. Средства на различные проекты выделяются, проекты так или иначе реализуются, потом вдруг всплывают сведения о том, что при реализации кто-то пустил миллиард-другой в свой карман, а по прошествии времени вдруг оказывается, что никаких «своих карманов» не было, что это «всего лишь халатность» должностных лиц или же вообще информационное нагнетание со стороны СМИ, не имеющее ничего общего с объективной реальностью…
Что ж, остаётся надеяться, что все эти важные задачи будут учтены и решены так, чтобы потом и идеологам, и реализаторам проекта не приходилось прятать глаза и, не дай бог, «растолстевшие» банковские счета...
Вас заинтересует
От Сочи до Арктики, или Чем Россия напугала американского адмирала?
В русской Арктике появится эквивалент военного округа
Государственный центр беспилотной авиации появится в РФ в 2014 г
Шойгу об "Искандерах": где хотим, там и размещаем
Пять поручений Генштабу