Как можно понять из номеров свежих американских и британских газет, Запад в целом одобряет решение Путина об отмене известного постановления от 1 марта, дозволяющего российской армии действовать на территории Украины. Однако тот же Запад относится к этому решению настороженно. В Вашингтоне и Лондоне думают, что Путин затеял что-то хитрое, и свой будущий политический ход прикрывает пропагандой.24 июня Владимир Путин попросил Совет Федерации отменить постановление, в соответствии с которым российская армия может действовать на территории Украины. Об этом вчера сказал пресс-секретарь президента товарищ Песков.
]]>Во вторник Путин обратился к Совфеду, направив письмо Валентине Матвиенко. По словам Пескова, распространённых российскими СМИ, Путин принял решение об отмене «в целях нормализации обстановки и урегулирования ситуации в восточных регионах Украины, а также в связи с началом трёхсторонних переговоров по данному вопросу».
Напомним, переговоры прошли накануне, 23 июня, в Донецке. Согласно «плану Порошенко», противоборствующие стороны на Украине должны полностью прекратить огонь до утра 27 июня.
Британская
«The Telegraph» информирует своих читателей о решении Путина в таком тоне: «Президент России Владимир Путин… сыграл роль миротворца, призвав Украину продлить перемирие и сесть за стол переговоров с повстанцами. Он также решил отменить парламентскую резолюцию, разрешающую ему использовать российскую армию на Украине». Далее газета пишет, что «послушная верхняя палата», скорее всего, одобрит решение Путина.
Издание приводит и слова самого Путина, сказанные им в Вене. Российский президент пошёл на такой шаг для того, чтобы «помочь создать условия для мирного процесса», однако добавил, что Россия продолжит защищать права русскоязычных людей на Украине. «Я надеюсь, что вооружённые силы для этого не понадобятся», — цитирует газета В. Путина.
Характеризуя первую реакцию США на решение российского президента, корреспондент «The Telegraph» даёт комментарий официального представителя Белого дома Джоша Эрнеста. Он заявил, что США «учитывают решение» Путина, однако «лишь действия, а не слова, будут иметь решающее значение».
«The Guardian» отмечает, что отмена постановления, принятого перед присоединением Крыма, — ещё один признак того, что Кремль пытается разрядить ситуацию. Уже несколько недель Киев боится, что российские войска, сосредоточенные недалеко от границы, вторгнутся в страну.
Издание скептически относится к тому, что в ЛНР и ДНР грядёт мир. Газета приводит заявление Игоря Стрелкова, «гражданина России, который командует повстанцами в Славянске». В тексте отмечается, что не может быть и речи о прекращении огня в районе. «С утра обе стороны стреляли из миномётов в Семёновке», — сказал Стрелков. Трое повстанцев ранены. По словам Стрелкова, правительственные силы до сих пор атакуют позиции повстанцев. С 7:40 утра вторника украинские силы периодически обстреливали позиции повстанцев в Семёновке, выпустив всего около 50 мин и 20 танковых снарядов.
«Bloomberg» пишет, что Путин попросил законодателей отменить разрешение, которое они дали ему 1 марта, в качестве примирительного жеста, который положительно повлиял бы на подъём российских акций и укрепил бы рубль перед тем, как президент отправится в Европейский Союз, а именно в Австрию. Также издание указывает, что инициатива отмены этого мандата принадлежала ЕС, выдвинувшему соответствующее требование 23 июня.
(Кстати, реакция ЕС на решение Путина была очень быстрой. Как отмечают
«Аргументы online», Майя Косьянчич, официальная представительница главы дипломатии ЕС Кэтрин Эштон, заявила РИА «Новости»: «Мы приветствуем шаги, предпринятые президентом Путиным в этом направлении, и надеемся, что они будут выполнены безотлагательно».)
Обращение Путина к парламенту, указывает далее тот же «Блумберг», — наиболее сильное свидетельство того, что конец «худшего кризиса в отношениях между Россией, США и их европейскими союзниками с момента холодной войны» — не за горами.
«Блумберг» приводит данные, согласно которым после путинского решения цены российских акций подскочили «до более чем четырёхлетнего максимума».
Что касается дел Путина в Вене, то туда он прилетел по газовым делам. «Газпром» и OMV AG подписали соглашение на строительство «Южного потока», который пойдёт в обход Украины. На пресс-конференции со своим австрийским коллегой Хайнцем Фишером, пишет издание, Путин обвинил США в попытке «сорвать» проект «Южный поток», который сделает Австрию крупнейшим европейским центром поставок российского газа. «В этом нет ничего особенного, это обычная конкурентная борьба», — приводит слова Путина издание.
«The Daily Star» напоминает, что накануне принятия Путиным решения с ним говорил по телефону президент США. Барак Обама угрожал вводом против России новых санкций — в том случае, если Москва не прекратит поставлять вооружения украинским повстанцам.
«Slate» рассуждает на тему того, что Путин в последнее время, «кажется, играет… роль хорошего полицейского в этом конфликте», выказывая поддержку мира. Одновременно с этим «пророссийские боевики» на Украине воюют «при молчаливой поддержке Москвы».
Однако издание считает «хорошей новостью» уже то, что «наихудший сценарий», то есть «полномасштабное русское вторжение», выглядит «крайне маловероятным».
Особая точка зрения высказывается «The Financial Times», чьи страницы попали в свежий обзор Русской службы
«Би-би-си».
Издание расценивает шаг российского президента как «чёткий политический сигнал того, что Путин ищет политическое решение урегулирования конфликта на Украине».
Впрочем, по мнению одного анонимно опрошенного газетой эксперта, это решение — пропагандистский ход Путина. Президент России просто стремится избежать новых санкций Запада.
«Мы, конечно, с осторожностью относимся к такому повороту, потому что действия Путина на протяжении всего кризиса подорвали наше доверие к нему», — цитирует «FT» европейского дипломата в Москве.
Однако и этот дипломат говорит, что «теперь мы можем быть более уверены в том, что вторжение на Украину не является частью путинского плана».
Резюмируя западные комментарии по поводу решения Путина, надо выделить несколько аналитических линий: 1) Белый дом и Европа требуют (ждут) от Путина не слов, а дел, — то есть подозревают его в снабжении повстанцев («пророссийских боевиков») и желают прекращения этого снабжения; 2) Путину на Западе не доверяют, он, вероятно, опять что-то задумал; 3) всё просто, дело в газе и санкциях — Путин испугался. Кремлю нужно торговать с Европой и строить «Южный поток», а украинский кризис очень этому мешает. Поэтому-то Путин и делает всё, чтобы дать понять: Россия выступает за мирный план Порошенко и не собирается вводить войска на территорию независимой Украины.
Что касается скорого мира на Украине, то западные аналитики в него не верят.
Обозревал и переводил Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Обращение Президента России Владимира Путина
Сергей Глазьев: alter ego Кремля?
Нормандские встречи
Путин победил на Украине
Русский газ пойдёт в Китай