Выход ополченцев Игоря Стрелкова из Славянска и передислокация с минимальными потерями в Донецк вызвала настоящую волну комментариев и в Новороссии, и на Украине, и в России. На майдане объявили о том, что некие украинские чиновники небезвозмездно позволили ополченцам покинуть окружённые Славянск и Краматорск, слив украинских силовиков, участвующих в операции. В России мнения разделились фактически на диаметрально противоположные: одни уверены в том, что «стрелковцы» оплот обороны Донбасса – Славянск – сдали после того как самих стрелковцев сдали российские власти, другие считают, что ни Россия не сдавала Стрелкова, ни сам Стрелков не сдавал Славянск, а вышел из окружения, дабы сохранить численность ополчения, соединиться с другими отрядами и перегруппировать силы, и главный бой ещё впереди.
В Новороссии тем временем высаживается политический десант из России во главе с Сергеем Кургиняном (почему-то именно с Сергеем Кургиняном), который клеймит Игоря Стрелкова и заявляет о том, что в России у руля остаётся мощная либеральная группа, выступающая за продвижение «мира в Новороссии» посредством неких чуть ли не тайных переговоров и с Киевом, и с Западом. Одновременно с этим звучит и фамилия человека, который может возглавлять либеральное крыло, не позволившее российской власти провести полномасштабную операцию по защите Новороссии от кровавой операции Киева. И фамилия эта – Сурков.
Владислав Сурков – с сентября 2013 года помощник президента Российской Федерации, до этого занимавший высокие посты в правительстве, а также в президентской администрации.
По сути, заявления Кургиняна и тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, сводятся к следующей схеме: Стрелков – это и вовсе некая подставная фигура российских либералов, находящихся недалеко от властного олимпа, Стрелковым «рулят», чтобы превратить ситуацию в Новороссии в своеобразный «Хасавюрт-2», дабы не накликать новых санкций от Запада. Владислава Суркова при этом именуют инициатором усиления «партии голубей» (некого крыла, выступающего за перемирие с Киевом ценой «слива» Новороссии).
Реакция на эти заявления премьер-министра ДНР Александра Бородая (из интервью для
«Газета.ru»):
Я уверен в том, что это не так. Во-первых, я бы не стал связывать самого Суркова с «партией голубей». Это неправильная точка зрения. Второе — я не знаю, почему туда приехал Кургинян. Я, честно говоря, его высказываниями в адрес Стрелкова глубоко возмущён.
Из интервью Бородая трёхнедельной давности (для портала
«Актуальные комментарии»):
Я также давно знаю и уважаю помощника президента Владислава Суркова, который всегда оказывает Донецкой Народной Республике серьёзную поддержку. Без преувеличения, Сурков - наш человек в Кремле.
Если сопоставлять два этих высказывания Александра Бородая, то получается, что именно Сурков – тот человек, через которого идут консультации Донецка с Москвой, но не Сурков возглавляет либеральный кластер российских властей. С другой стороны, фраза в отношении Суркова о том, что он «наш человек в Кремле» ещё не означает, что «наш» - это именно тот, который выступает за жёсткую позицию по решению вопроса самостоятельности Новороссии. В конце концов, Сурков, если он действительно является одной из фигур в этой схеме, может вовсе не гореть желанием посвящать Бородая в те планы, которые им (или им вместе с некой широкой либеральной группой) реализуются.
Если снова обратиться к словам, в обвинительной форме высказанным прибывшим на днях в Донецк Кургиняном в адрес Стрелкова, и связать эти слова с желанием политолога Кургиняна заклеймить либеральный сегмент российской власти, то при внимательном рассмотрении этого посыла эффект рождается обратный. Почему?
Дело в том, что если допустить, что Владислав Сурков дёргает за либеральные рычаги «умиротворения» ситуации на Донбассе, являясь при этом «нашим человеком в Кремле» для руководства ДНР, то получается, что и руководство ДНР тоже тяготеет к либерализму. Есть ли тому хоть какие-то подтверждения? Разве что косвенные. Одно из них – пространные разговоры о сопротивлении киевской хунте, окружившей оплот обороны – Славянск, но при этом фактически полнейшее бездействие для какой-либо поддержки «стрелковцев» с внешней стороны смыкающегося кольца. Кроме информационной линии «Держись, Стрелков! Донецк с тобой!» - ничего конкретного.
И тут, неожиданно для многих, ополченцы выходят из окружения и направляются именно в Донецк: если вы к нам не пришли, то мы идём к вам, будем держаться вместе. Однако ополченцев, вырвавшихся из окружения, руководство в Донецке встретило без особой эйфории, да и вдобавок бензина в костёр добавил Кургинян, объявивший «стрелковцев», по сути, предателями жителей Славянска, действующих по планам московских либералов. В выходе ополченцев есть определённые странности, но с другой стороны их относительно «скромный» приём донецкими властями и жёсткая критика от российского политолога, неожиданного вмешавшегося в процесс, показывает обратное: те, кто больше других кричит о руке махрового либерализма, явно не желали, чтобы Донецк превратился в очаг масштабного сопротивления Киеву. Мол, пусть бы сидели там – в полуразрушенном городе, мы бы издалека называли их героями, а здесь – в столице ДНР - нам такие не нужны. Но открыто же не скажут, что не нужны, а потому понадобилась срочная легенда о том, что в Донецк пришли трусы и марионетки либералов, которые якобы подчиняются Суркову и прочим господам из антиевразийского крыла.
Есть ли в российской власти такое либеральное крыло на самом деле? Если бы его не было, и если бы власть следовала по однозначному выбранному курсу, то и той скользкой ситуации, проявляющей себя сегодня в Новороссии, не случилось бы. Очевидно, что либеральный кружок, обладающий реальной силой, в Москве есть, и этот либеральный кружок сейчас готов сделать всё для того, чтобы Россия не проявила себя по-настоящему независимой и решительной державой. Это тот самый кружок, который сделал всё, чтобы остановить операцию российских войск в Грузии, решив, что РФ зашла слишком далеко, и не дав уже тогда избавиться от американской марионетки в виде Саакашвили. Это тот самый кружок, который говорит, что российская экономическая система настолько тесно интегрирована с экономикой Запада, что многомиллиардные средства резервных фондов лучше держать в долларах и евро, а не спешить вкладывать их в важнейшие для развития страны проекты.
Может ли входить в этот круг господин Сурков? У Суркова вообще такая репутация, что на него вешают всех собак представители разных сторон одной баррикады. Ну, если уж так, то почему бы и не Сурков?.. Тем более что Суркову часто припоминают то, как Москва в 2011 году собиралась перейти на «болотные» рельсы. Именно в тот момент он лишился поста в администрации президента. Правда, при этом быстро перешёл в правительство Владимира Путина, советником которого сегодня и является... В то же время советником Путина является и Сергей Глазьев, которого вряд ли можно упрекнуть в либерализме – как по экономический позиции, так и по ситуации на Украине. Наличие таких советников с явно несмежными взглядами на одни и те же вещи, говорит о том, что сейчас, пожалуй, куда более острая подковёрная борьба идёт именно между сегментами российской власти, нежели в самой Новороссии. Либеральное крыло делает всё, чтобы Россия не вышла из состояния проявившейся аморфности, другое крыло делает всё, чтобы законченные либералы не смогли добиться своих целей. И где-то в визуальной плоскости этой борьбы – и ополченцы, и власти ДНР и ЛНР, и реакция на «мирный» план Порошенко, и странные телефонные переговоры с Обамой, Меркель и Олландом, и выход «стрелковцев» в Донецк, от одной мысли об укроатаке на который юго-восточных олигархов хватает нервный тик...
Вас заинтересует
Тайна Игоря Стрелкова
Признание Новороссии в руках Игоря Стрелкова
Пушилин и Губарев поддержали вывод народного ополчения из Славянска и концентрацию сил в Донецке
Ещё не вечер…
Как Игорь Стрелков «расстрелял «АТО