Вот
норковые шубы распродажа.
На днях в Таджикистане состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), на котором побывал Владимир Путин. Лидеры государств, участвующих в ШОС, обсудили приоритеты в деятельности организации, международные и региональные проблемы, а также вопросы возможного расширения организации. По итогам саммита была принята декларация.
Встреча лидеров России, КНР, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении (её президент был почётным гостем) проходила в Душанбе, во дворце Навруз.
Саммит прошёл в два этапа: главы государств-членов вели разговор за закрытыми дверями, а потом провели беседу с лидерами делегаций стран-наблюдателей, партнёрами по диалогу и приглашёнными. На мероприятии присутствовали главы 14 государств мира.
По мнению Владимира Путина, слова которого привела
«Российская газета», саммит был успешным. «Мы подвели итоги того, что делалось до сих пор в сфере экономики, в согласовании наших позиций на международной арене, поговорили в узком составе о наших оценках происходящих событий, об угрозах, которые мы видим и которые должны своевременно и грамотно купироваться, имеется в виду прежде всего афганская проблема», — сказал Путин.
Разумеется, на саммите широко обсуждался и украинский вопрос.
«Весьма удовлетворены тем, что наши подходы по основным направлениям сотрудничества оказались идентичными или близкими», — сообщил президент России. «Я проинформировал своих коллег о том, что там (на Украине. — «ВО») происходит», — сообщил президент журналистам, отметив «практически полное совпадение подходов и взглядов по этому вопросу».
Участники ШОС выступают за восстановление мира на Украине, продолжение переговорного процесса и приветствуют итоги консультаций Трёхсторонней контактной группы в Минске. Об этом сказано в декларации, принятой по итогам саммита.
«Масштабы и влияние кризиса давно вышли за пределы страны. Ситуация в восточной Украине требует неотложных мер и действий. Единственное долгосрочное решение проблемы — это политический диалог и консенсус», — цитирует «РГ» господина Назарбаева, призвавшего соблюдать план Путина.
На прошедшей в Душанбе встрече Россия приняла председательство в Шанхайской организации сотрудничества. Среди основных задач, которые предстоит решить ШОС, — укрепление роли организации в мире, запуск многосторонних экономических проектов, углубление культурных связей, выработка общих подходов к региональным и глобальным проблемам. Кроме того, отмечает «РГ», предстоит подготовить Стратегию развития ШОС до 2025 года.
Что касается возможного расширения организации, то в Душанбе были определены ближайшие кандидаты — Индия и Пакистан, за ними — Иран.
Как отмечает
«Первый канал», Индия и Пакистан могут сменить статус наблюдателей на полноправное членство в 2015 году.
Зашла на встрече речь и о западных санкциях против России.
«Я даже не понимаю, с чем связаны эти очередные санкционные шаги, — приводит «Первый канал» слова Владимира Путина. — Может быть, кому-то не нравится, что процесс пошёл по мирному сценарию. Ведь когда-то, я уже много раз об этом сказал, наши западные партнёры довели дело до конституционного переворота в Киеве, затем поддержали карательную операцию на юго-востоке, а теперь, когда эта ситуация выходит в русло мирного урегулирования, предпринимаются шаги, которые направлены фактически на срыв мирного процесса. Зачем? Знаете, мне в голову приходит такая крамольная мысль, согласно которой Украина-то никого не интересует. Она используется просто как инструмент для какой-то раскачки международных отношений. А Украина используется как инструмент, как заложник желания некоторых участников международного общения, скажем, реанимировать НАТО, и не столько даже как военную организацию, а как ключевой, один из ключевых инструментов внешней политики Соединённых Штатов для того, чтобы объединить вокруг себя своих сателлитов. Напугать какой-то внешней угрозой. Ну, если это так, то это не может не вызывать сожаления, потому что фактически Украина оказалась заложником чужих интересов, и думаю, что это плохая практика».
Особо надо отметить, что Владимир Путин и Си Цзиньпин обсудили на саммите вопросы недавно подписанного газового контракта. Пресса сообщает, что к диалогу лидеров РФ и КНР присоединился Цахиагийн Элбэгдорж — президент Монголии, предложивший территорию своей страны для прокладки трубопровода, чья протяжённость, как известно, составит почти 4000 километров.
Доктор исторических наук, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев в
«Независимой газете» отмечает, что со дня создания Шанхайская организация сотрудничества не демонстрировала особой динамики в развитии. Новый саммит, по мнению аналитика, не стал исключением. Эксперт пишет:
«Сложный состав участников, где Китай доминирует экономически, Россия имеет высокий уровень политического влияния, Узбекистан и Казахстан располагают относительной самостоятельностью, а Киргизия и Таджикистан действуют «по погоде», этот состав, давший когда-то хорошие результаты в решении пограничных вопросов, в новых условиях не позволяет принимать эффективные решения. Решения в ШОС принимаются, как известно, только общим консенсусом, а потому из года в год остаются нерешёнными такие, например, вопросы, как расширение организации, приём новых членов».
Далее эксперт указывает, что хоть на саммите и обновлены документы, регламентирующие приём новых членов (приняты «Порядок предоставления статуса государства — члена ШОС» и новая редакция «Меморандума об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства — члена ШОС»), но эти документы только подтверждают прежнюю позицию организации по отношению к Ирану: вступление в ШОС ему «не грозит» из-за санкций Совбеза ООН. По мнению аналитика, государства ШОС не могут «преодолеть барьер, именуемый пиететом перед международными институтами периода холодной войны — ООН и подконтрольной ей МАГАТЭ».
Что касается возможного принятия в члены Индии и Пакистана, то эти перспективы, по мнению эксперта, выглядят сомнительными. В своей внешней политике Индия всё больше склоняется к США и Западу, а Пакистан представляет собой площадку борьбы «за влияние между США и Китаем». Мало того, конфликты между Пакистаном и Индией и между Индией и Китаем не разрешены.
Интригой в саммите Александр Князев называет участие в саммите «уходящего» президента Афганистана Хамида Карзая. Одна из последних инициатив Карзая — создание транзитно-транспортного коридора Афганистан — Туркменистан — Азербайджан — Грузия. Проект имеет важное значение для Каспийского региона, сопрягающегося с пространством Шанхайской организации, поскольку подразумевает и западный военный транзит через Каспий, отмечает аналитик.
«ШОС — это не военный союз. И если без апологетики, то очевидно, конечно, что она до сих пор переживает изрядно затянувшийся период поиска собственной идентичности. Хотя можно это назвать и эволюцией институциональных основ, если быть оптимистом. В любом случае уже имеющийся потенциал организации позволяет считать её пусть пока и рыхлым, неустойчивым, но всё-таки фундаментом регулирования процессов в сфере безопасности в огромном пространстве. И в этом контексте вопрос расширения ШОС, шаг к решению которого был сделан в Душанбе, конечно, актуален. Рассмотрение же его через призму каспийской проблематики опять возвращает к вопросу об Иране и ШОС».
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов, чьё мнение привела
«Свободная пресса», ещё накануне саммита заметил, что от встречи в Душанбе вряд ли стоит ждать серьёзных результатов.
«Проблема в том, что в известной геополитической ситуации у части элит возникает идея баланса между Западом и Востоком, делается ставка на то, что Китай нам поможет. На мой взгляд, это опасный синдром, поскольку, как мы могли убедиться на примере Украины, Москва вместо того, чтобы форсированно строить Евразийский союз, делает попытки поймать какой-то баланс, использовать противоречия.
Итог: к этому саммиту Россия подошла со слабой динамикой строительства ЕАЭС».
Эксперт полагает, что если в состав организации войдут Пакистан и Индии, это сбалансирует ШОС. Однако самое главное — интенсивное строительство Евразийского экономического союза — отсутствует. Отсюда, считает товарищ Крупнов, и «различные неприятные ситуации с тем же Казахстаном или Белоруссией». По мнению аналитика, всё дело в том, что «внятной политики строительства и развития ЕАЭС» нет. Нет и «великого» стратегического планирования, которое есть у США.
Наконец, есть и особенное мнение об интересах России в Средней Азии. В заметке Ермека Тайчибекова (
ИА «REX») сказано буквально следующее (публикуется без правки):
«Неприятно было смотреть саммит ШОС в Душанбе.
Никто перед Путиным не заискивает, не прогинается.
Лидеры Узбекистана и Таджикистана с главой России общаются на равных, вальяжно и даже местами с пафосом, как будто являются главами крупных мировых держав. Учат, поучают, советуют, как жить России и как вести внешнюю политику Путину. А он их слушал и кивал им. Иногда, правда, у него нервно дёргалась мимика лица».
По мнению аналитика, Путин «продолжает путь Ельцина» — с той разницей, что «обожает не Прибалтику, а Среднюю Азию».
Тайчибеков допускает, что «обожание» это такое сильное, что для него этот регион «важней, чем интересы русских в России».
Далее автор называет цифры: в России работают 10 млн. узбеков, киргизов и таджиков, однако «взамен» в соответствующих странах Средней Азии «нет ни министров, ни хокимов русской национальности».
Мало того, за пятнадцать лет в Средней Азии была осуществлена дерусификация. В учебниках по истории Россия обозначена в качестве оккупанта. Это якобы та страна, что принесла много горя. Что до русского бизнеса, то он, придя в Среднюю Азию, всё там налаживает, а затем «резко всё теряет по причине рейдерства туземных чиновников, которые играют не по рыночным правилам».
В заключение заметки автор сопоставил Кадырова, который «чуть ли не в рот заглядывает Путину», и президента Таджикистана, которому надо бы вести себя аналогично, поскольку «1/3 трудоспособного мужского населения работает в РФ», а «ВВП Таджикистана за год столько же, сколько у Российской Федерации за 1 день…»
Таким образом, добавим от себя, саммит действительно не принял никаких «прорывных» или даже «серьёзных» решений, а остался на прежних декларативных позициях. Эксперты и аналитики сомневаются не только в том, что в состав ШОС войдёт Иран, но и что туда примут Индию и Пакистан: первая всё более тяготеет к Западу, и в первую очередь к США, а у второго масса проблем плюс «неудобное» положение в геополитике: между стратегическими противниками — КНР и США. У Ирана же — санкции, выписанные Совбезом ООН, против которых Россия возражать, видимо, не желает.
Ключевой темой прошедшего саммита следует признать так называемый поворот на восток. Во-первых, Владимир Путин и Си Цзиньпин обсудили вопросы газового контракта между Россией и Китаем, во-вторых, речь шла о возможных будущих участниках организации, в-третьих, обсуждалась каспийская проблематика.
О том, правы ли были в своих прогнозах специалисты по Средней Азии, мы узнаем в следующем году. Как
сообщает пресс-служба администрации города Уфы, следующий саммит ШОС пройдёт 9-10 июля 2015 года. Место проведения встречи — Уфа. Об этом в Душанбе сказал Владимир Путин.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Саммит прикаспийских государств в Астрахани: задачи и их решения
Мир повернул на восток
Страны БРИКС готовятся сказать доллару «до свидания
Евразийский союз большого формата
Маленькая семерка