Вот
купить стол для бильярда.
К чему приведёт ноябрьский раунд переговоров по иранской ядерной программе? Дипломатические заявления сторон о мирном атоме, непременном прогрессе в переговорах и взаимопонимании можно понимать так же, как и прежде — то есть как угодно. Эксперты сходятся в одном: в дни предварительных переговоров на министерском уровне между Ираном, США и представителями Евросоюза государства Запада усилили давление на Тегеран. Есть даже особое мнение: идя на поводу у Вашингтона, Иран вслед за Саудовской Аравией якобы примкнул к нефтегазовому сговору, затеянному против России. Но так ли это на самом деле?
Портал
haqqin.az сообщает, что Иран не возразил против снижения цен на нефть картелем ОПЕК. «В это время года снижение цен — это нормально. Снижение цен компенсируется подорожанием доллара», — заявил некий источник, знакомый с политикой Ирана в нефтяной сфере.
Здесь же опубликованы заявления заместителя министра нефтяной промышленности Ирана и управляющего Национальной нефтяной компанией страны. Первый предположил, что спад цен на нефть окажется кратковременным, а второй на вопрос о том, повредят ли низкие цены бюджету ИРИ, ответил: «Я так не думаю».
Кроме того, сообщается, что Саудовская Аравия, Кувейт и Катар дали понять, что не будут сокращать добычу нефти.
Некоторые украинские обозреватели тотчас
заговорили об «угрозе для России» и даже о сознательном «обвале» Ираном цен: ведь Иран, входящий в ОПЕК, раньше традиционно выступал за поддержку цены выше ста долларов за баррель.
На самом деле Иран не обваливает цены и тем более не угрожает России. Гипотеза, надо отметить, совершенно дикая. Тут надо говорить о желании иных «аналитиков» порадоваться очередной «новости» о скором крахе России, а не о вдумчивом подходе к освещению и оценке событий.
На днях в
«Независимой газете» появилась статья Ольги Соловьёвой под заголовком «Иран снижает нефтяные цены вслед за Саудовской Аравией».
В материале отмечается следующее: крупнейшие нефтеэкспортёры снижают цены. В пятницу на прошлой неделе снизил цены и Иран — вслед за Саудовской Аравией. Речь идёт о поставках нефти азиатским государствам. Стоимость по всем азиатским контрактам ИРИ на поставки в ноябре 2014 г. уменьшилась на один доллар.
Обозревательница отмечает, что в Тегеране происходящее охарактеризовали как «ценовую войну, развязанную саудитами».
Напоминает корреспондентка и о том, что до сих пор российские чиновники уверяли, что как раз Саудовская Аравия — основной гарант комфортных для РФ нефтяных цен. В частности, глава Минфина Антон Силуанов недавно утверждал, что Саудовская Аравия не заинтересована в снижении нефтяных цен.
Другой факт: в сентябре Иран увеличил объёмы добычи нефти до 9,7 млн. баррелей в сутки — с 9,6 млн. баррелей в августе (данные ОПЕК). Увеличение добычи произошло именно тогда, когда цены на нефть упали ниже 100 долларов за баррель — той самой цены, которую Саудовская Аравия ранее считала приемлемой.
«НГ» приводит заявление министра нефти Ирана Биджана Намдара Занганеха. Он сообщил, что «действия отдельных стран по снижению цен на свою нефть не могут рассматриваться как война за понижение глобальной цены».
По мнению другого эксперта, председателя Совета директоров МДМ-Банка Олега Вьюгина, Саудовская Аравия за счёт наращивания объёмов добычи может сохранить нефтедоходы и при более низкой цене.
Главным же оптимистом, судя по публикации в «Независимой», оказался Игорь Сечин. Глава «Роснефти» прогнозирует, что в ближайшие пять-семь лет цены на нефть не упадут, а возрастут до 150 долларов за баррель. Причина роста цен — истощение зрелых месторождений и начало разработки месторождений арктических.
«Зрелые месторождения, которые разрабатываются сейчас в мире, истощаются, а эта арктическая нефть — высококачественная, поэтому рынку определённо придётся заплатить нам ту цену, которая оправдает наши вложения», — отметил он. Ранее тот же Сечин предполагал, что цена на нефть не может опуститься ниже 90 долларов за баррель.
Наконец, газета приводит «конспирологическую» точку зрения бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина. Он уверен, что американцы сговорились с основными нефтеэкспортёрами с целью добиться снижения цен. В эфире «Первого канала» Кудрин сообщил: «США и Саудовская Аравия могли договориться об увеличении добычи и соответственно предложения на рынке с целью понизить цены на чёрное золото».
Что касается Ирана, то он, добавим от себя, вряд ли влез в какие-то «конспирологические» сценарии и поддакивает Вашингтону. Ирану попросту приходится продавать нефть по той цене, которую диктует рынок. И в этом смысле Тегеран, как мы уже писали на «Военном обозрении», волей-неволей становится участником биржевой игры на понижение, которая, к сожалению, ущемляет интересы России. Задавленному санкциями Тегерану некуда деваться.
Однако надо уточнить: Тегеран отнюдь не демпингует. Ведь он снизил цену для азиатов уже тогда, когда её снизили прочие рыночные продавцы — саудиты и другие. О демпинге, интригах против России и сговоре с США, на которое Тегеран якобы пошёл ввиду приближения ноября, когда должен окончательно решиться вопрос с иранской ядерной программой, говорить не приходится. К тому же Иран состоит в ОПЕК и вынужден блюсти общие интересы членов картеля, а не только собственные.
Надо вспомнить и ещё кое-что. Война за понижение цен — это то, что американской администрации нужно сегодня меньше всего. При опускании цены за баррель ниже 80 долларов бурение и эксплуатация скважин в сланцах становится низкорентабельным предприятиям, а то и нерентабельным. Компании просто прекратят добывать нефть, а рабочих выкинут на улицы. На подобную «стратегию» не пойдёт даже темнокожий вождь «исключительных» Б. Х. Обама. Фактически это значило бы ударить по собственным социальным программам, на первом месте среди которых — создание новых рабочих мест. Обама чуть не в каждой своей речи твердит об этих самых местах.
Кстати, американское влияние на нефтяные цены вполне очевидно: США наращивают добычу сланцевой нефти, что, самой собой, сказывается на падении мировых цен. При их падении до определённой величины (см. выше) нефтедобыча в США резко пойдёт вниз, что тоже неминуемо отразится на мировой цене, но уже в сторону повышения. Такой вот рыночный баланс.
Поэтому нынешнее падение цен имеет естественные рыночные причины, укладывающиеся в закон спроса и предложения, и не имеет никакого отношения к геополитической стратегии Белого дома. Никакого тайного сговора с саудитами и тем более с Ираном, дружественно настроенным к России, не существует. Если бы таковой сговор существовал, Вашингтон бы мечтал ударить сам по себе. До такой глупости, осмелимся предположить, мистер Обама не дошёл бы.
Перечислим все основные причины падения цен на нефть на мировом рынке: 1) США производят всё больше нефти; 2) некоторые страны вроде Ливии стали поднимать уровень добычи; 3) серьёзные западные эксперты отмечают вероятный экономический спад в КНР и Германии, который приведёт к снижению спроса названных стран на нефть. Все эти факторы определяют сегодняшний понижательный тренд. Но никакого видимого западного игрока, затеявшего обвалить цены во вред России, сейчас не наблюдается. Таковой игрок, как можно прикинуть, способен выйти на сцену лишь по окончании «сланцевой революции» в США. Собственно, только США и могли бы стать подобным игроком.
Переходим к иранскому мирному атому.
В конце ноября пройдут две встречи на международном уровне. Первая — саммит ОПЕК. Очевидно, там и будут обсуждаться вопрос цены и квоты.
Вторая встреча — «атомная». Она назначена на 24 ноября. В ней примут участие Иран и шестёрка стран-посредниц по ядерному вопросу. Но рассматривать в контексте этого мероприятия «антироссийскую» интригу Тегерана, как мы уже объяснили выше, попросту нелепо.
Как передало 16 октября
РИА «Новости», к 24 ноября Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, Германия и Иран взяли обязательство договориться о гарантиях мирного характера иранской ядерной программы в обмен на (внимание)
постепенную отмену международных санкций против ИРИ.
Ожидается, что в конце ноября будет поставлена переговорная точка — госсекретарь США Джон Керри заявил, что продление переговоров на повестке дня не стоит.
В среду на этой неделе, напоминает агентство, прошли встречи на министерском уровне между Ираном, США и представителями Евросоюза. Никакой информации о результатах нет, поскольку переговоры шли в обстановке повышенной секретности.
Напомним, что ранее в прессе публиковалось заявление иранского президента Хасана Роухани, который выразил надежду на то, что на грядущих переговорах будет достигнут компромисс. Кстати, он отметил, что основные положения соглашения уже известны, и что возврат ИРИ на прошлые позиции будет невозможен.
Представители России считают, что никаких «кардинальных» неожиданностей в переговорах не возникнет. «Мы готовы к неожиданностям в том плане, что повороты в диалоге возможны, но эти неожиданности будут скорее тактического и технического свойства, чем какие-то кардинальные изменения. То есть таких землетрясений и схода лавин в любом случае не будет, потому что вся эта площадка изведана вдоль и поперёк. В общем, в содержательной части переговоров нет ничего, что нам не было бы понятно", — заявил
РИА «Новости» заместитель главы российского МИД Сергей Рябков.
К этому надо добавить, что дата переговоров Ирана и «шестёрки» (24 ноября) на проходящей сейчас в Вене трёхсторонней встрече может быть перенесена. Само число не играет существенной роли. А вот сами переговоры с Тегераном, видимо, станут действительно последними — на этом настаивает Вашингтон. Вопрос санкций на планете, как известно, решается в Белом доме. И если американские представители пункты соглашения одобрят, к концу ноября санкции с Тегерана начнут сниматься.
И вот тогда-то и можно будет судить о том, к чему приведёт на мировом рынке увеличение объёмов добычи нефти Ираном. Рост добычи будет происходить медленно и потому не сможет оказать решающего влияния на мировую конъюнктуру. Вашингтон не собирается разом снимать с Тегерана все санкции. Давление будет ослабляться
постепенно. Белый дом желает посмотреть, как будет себя вести прощённый мальчик.
Вас заинтересует
Игра "по-чёрному"
Нефть подорожала!
Саммит ОПЕК: шутки с ценами
Нефть, Сечин, ОПЕК и 27 ноября
Видение Запада: цены на нефть обваливаются, и Путин становится «добрым малым