Однако от мутной философии стоит перейти к более «осязаемым» вещам, показывающим, что экономические законы в целом ряде случаев либо откровенно перестают работать, либо их просто пытаются представить в выгодном лишь для одной стороны свете.
Нашумевшее заявление сделал министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Нуими в интервью изданию Middle East Economic Survey. По словам министра, мир может никогда не увидеть нефти по 100 долларов за баррель. Али аль-Нуими при этом заметил, что если даже цена барреля опустится до отметки в 20 долларов, Саудовская Аравия не пойдёт на снижение объёмов добычи.
Министр нефти Саудовской Аравии:
Если Саудовская Аравия снизит производство, цены пойдут вверх, и русские, бразильцы и разработчики сланцев в США заберут нашу долю.
При этом Саудовская Аравия заявляет, что нет повода идти на снижение объёмов добычи нефти как минимум по двум причинам: во-первых, себестоимость добычи нефти в СА не превышает 5 долларов за баррель; во-вторых, если кто-то, по мнению саудитов, и должен снижать объёмы добычи, так это те страны, которые идут на освоение шельфа (Бразилия, Россия и др.) Мол, у Саудовской Аравии всё настолько безоблачно, что можно торговать и по 6 долларов – себестоимость + 1 доллар.
На самом деле г-н аль-Нуими откровенно блефует. Дело в том, что министр нефти Саудовской Аравии пытается сказать, что его государство никоим образом не вмешивается в ценообразование нефти, и что Саудовская Аравия – страна безграничных возможностей для «райской жизни». На деле всё обстоит иначе. Саудовская Аравия сегодня и является одним из тех мировых игроков, которые в очередной раз пытаются править экономические закономерности скальпелем (а часто и тупым кухонным ножом) политики сдерживания, используя для этого технологию блефа.
На самом деле цены на нефть, упав почти вдвое, достигли той отметки, за которой они не устраивают уже главных идеологов этого понижения. Безусловно, есть люди, которые заявят, что цены на нефть никто искусственно не понижал, мол, они сами рухнули… Но если «сами рухнули», то как же быть с основополагающим законом о связи роста экономики с ростом цен на энергоносители. Сегодня получается, что экономика большинства развитых и развивающихся стран мира растёт, а цена на нефть, испытав серьёзнейшее падение, находится на таком уровне, за которым смертельная опасность для американских «сланцевиков», и для саудовских нефтяников. Сланцевая нефть? Да. Но пока рынок этой нефти ни в какое сравнение не идёт с рынком обычной нефти.
Цена на нефть дошла до критической отметки 58-60 долларов за баррель, и дальше может падать только вследствие нового откровенного политического давления – давления на производителей в плане наращивания производства себе в убыток. Против кого всё это может быть направлено? Одной цели в нынешней ситуации нет. Если США спят и видят повторение ситуации со связью обвала цен на нефть с растрескиванием фундамента Советского Союза (теперь в отношении России), то Саудовская Аравия видит прямую конкуренцию с американской сланцевой нефтью. Конечно, и «отстёгивание» России – тоже, но как сопутствующий вариант. И именно 58-60 долларов – та цена барреля, на которой СА и США в нефтяном плане могут схлестнуться в масштабной конкуренции.
При такой цене на нефть российская экономика, конечно, не будет купаться в нефтедолларах. Но при такой цене и слухи о «скорой смерти» российской экономики тоже явно преувеличены. 60 долларов – это вполне комфортная цена для перестроения экономической системы страны, диверсификации экономики без излишней паники и без вырывания волос на голове…
Итак, 60 долларов – та минимальная цена, за которой экономические законы уже полностью перестают действовать. Далее работает принцип «а вам слабо?», в котором от экономики – ничего, от политики – всё. Нефть ниже 55-60 баррель – это уже откровенная борьба за место под солнцем между Вашингтоном и Эр-Риядом. Остальные могут запасаться кто чем: одни – попкорном, другие валерьянкой… Если Эр-Рияд бравирует низкой себестоимостью (кстати, у «Роснефти» себестоимость и вовсе около 3 долларов за баррель (2012-2013 годы), а вместе с затратами на транспортировку она не превышает 15 долларов), то у Вашингтона есть свой туз в рукаве. Вашингтонский туз – это припоминание о демократии. Белый Дом, если сообразит, что Саудовская Аравия и вправду решила конкурировать, может включить свой главный ресурс, выражающийся фразой «Если у вас нет демократии, то мы идём к вам».
Если мы привыкли говорить, что Россия сидит на нефтяной игле, то что же в таком случае говорить о Саудовской Аравии? Это государство, которое держится на двух сваях. Первая – нефть, вторая – американская лояльность «демократии по-саудовски». Готовы ли в США подорвать эти сваи? – с одной стороны. Готовы ли саудиты вести ситуацию к тому, чтобы США «демократией по-саудовски» озаботились? – с другой.
Получается, что если цена за баррель упадёт к $20, о чём говорил аль-Науми, то Вашингтон и Эр-Рияд пошли ва-банк, причём уже не против друг друга, а против известно кого. Но вся проблема для этих «закадычных друзей» в том, что сейчас не конец 80-х – в мире есть такие игроки, которые, воспользовавшись ситуацией, могут похоронить обе этих экономики. Один из таких игроков – Китай, который уже сейчас смекнул, что цена на нефть может дальше и не упасть, а потому решил увеличить импорт российской нефти аж на 65%, при этом сократив закупки нефти у Саудовской Аравии… Если нефть опустится ещё ниже, то тот же Китай закачает в свои подземные хранилища столько «чёрного золота», что уже он сам в немалой степени сможет определять его цену на мировом рынке. Аль-Науми такое прогнозировал?.. Или неклассическая «экономика» ударила в головы СА и США так, что те забыли, в каком мире живут?
Вас заинтересует
«Сланцевая революция
Низкие цены на нефть хоронят шельфовые проекты и разоряют американских страховщиков
Игра "по-чёрному"
Саммит ОПЕК: шутки с ценами
"Bloomberg" назвал главную угрозу мировой экономики, порадовав Обаму