Вот
аренда легковых автомобилей с водителем.
В прошлом руководство КНР делало основной упор в реализации планов «ядерного сдерживания» на баллистические ракеты. Помимо стратегических и тактических ракетных комплексов, в составе ВВС НОАК имеется около сотни бомбардировщиков Xian H-6 — носителей свободнопадающих ядерных бомб. Этот достаточно старый самолёт представляет собой «китаизированный» советский бомбардировщик — Ту-16.
Бомбардировщик H-6 с подвешенной крылатой ракетой
В 2011 году на вооружение был принят модернизированный Xian H-6K. На этом самолёте реализован комплекс мероприятий призванных повысить боевой потенциал бомбардировщика. На H-6K установлены российские двигатели Д-30КП-2, внедрён новый комплекс авионики и РЭБ. Боевая нагрузка возросла до 12 000 кг, а радиус действия увеличен с 1800 до 3000 км. Н-6К способен нести 6 стратегических крылатых ракет CJ-10A, при создании которых использовались технические решения советской Х-55.
Однако модернизация не сделала Н-6К современной машиной. Его боевой радиус действия, даже с дальнобойными крылатыми ракетами абсолютно недостаточен для решения стратегических задач. Дозвуковой, громоздкий, маломанёвренный самолет с большой ЭПР в случае реального конфликта с США или Россией будет крайне уязвим от истребителей и средств ПВО.
Несколько лет назад появилась информация о разработке в КНР перспективного дальнего бомбардировщика. Но, по всей видимости, ожидать в ближайшее время принятия на вооружение современного китайского дальнего авиационного комплекса не приходится.
Эта сложнейшая задача оказалась очень трудной для китайского авиапрома. Видимо, желая сэкономить время, Китай обратился к России с просьбой о продаже пакета технической документации на бомбардировщик Ту-22М3, но получил отказ.
Основным китайским носителем тактических ядерных зарядов в течение длительного времени был штурмовик Nanchang Q-5 разработанный на базе советского истребителя МиГ-19. Примерно 30 машин этого типа из имеющихся в строю 100 модифицировано для применения ядерных бомб.
Штурмовик Q-5
В настоящее время штурмовики Q-5 в качестве носителей тактического ядерного оружия постепенно заменяются в ВВС НОАК истребителями-бомбардировщиками Xian JH-7А.
Истребитель-бомбардировщик JH-7А
В начале 2000-х в КНР было начато строительство полноценной морской компоненты СЯС. Первая китайская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) "Ся" пр.092, созданная на базе АПЛ типа "Хань", была заложена ещё в 1978 году на судостроительной верфи города Хулудао. Спуск подводной лодки на воду произошёл 30 апреля 1981 года, но из-за возникших технических трудностей и нескольких аварий, в строй её удалось ввести только в 1987 году.
Китайская ПЛАРБ 092 "Ся"
ПЛАРБ проекта 092 «Ся» была вооружена 12 шахтами для хранения и запуска двухступенчатых твердотопливных баллистических ракет JL-1, с дальностью пуска более 1700 км. Ракеты оснащены моноблочной БЧ мощностью: 200—300 Кт.
Китайская атомная подводная лодка "Ся" оказалась не слишком удачной, и была построена в единственном экземпляре. Она не провела ни одной боевой службы в качестве ПЛАРБ и весь период эксплуатации не покидала внутренних китайских вод. Таким образом, ПЛАРБ "Ся" можно расценивать как оружие, находящееся в опытно-экспериментальной эксплуатации, не могущее полноценно участвовать в ядерном сдерживании в силу своих слабых тактических и технических характеристик. Тем не менее, она сыграла важную роль в становлении китайских морских ядерных сил, являясь «школой» для подготовки кадров и «плавучим стендом» для отработки технологий.
ПЛАРБ 094 «Цзинь»
Следующим шагом стали ПЛАРБ класса 094 «Цзинь», разработанные в Китае для замены устаревшей и ненадёжной стратегической подводной лодки класса 092 «Ся». Внешне она напоминает советские ракетоносцы проекта 667БДРМ «Дельфин». Подводные лодки типа 094 несут по 12 баллистических ракет (БРПЛ) типа JL-2 («Цзюйлан-2», «Большая волна-2» ) с дальностью действия 8 тыс. км.
При создании китайской двухступенчатой твердотопливной баллистической ракеты JL-2 использовались технические решения и отдельные узлы МБР «Дунфен-31». По боеголовкам ракеты JL-2 точных данных нет.
Спутниковый снимок Google Earth: китайские ПЛАРБ типа 094 «Цзинь» в пункте базирования в районе Циндао
Первая субмарина формально вошла в строй в 2004 году. Согласно спутниковым снимкам предполагается о наличии, по крайней мере, ещё трёх ПЛАРБ класса «Цзинь». По данным китайских СМИ, в марте 2010 года на воду была спущена 6-я по счету подлодка данного типа. По некоторым данным, ввод в строй всех ПЛАРБ 094 «Цзинь» задерживается из-за неготовности комплекса вооружения.
Спутниковый снимок Google Earth: китайские ПЛАРБ типа 094 «Цзинь» в пункте базирования на острове Хайнань, крышки ракетных шахт открыты
Китай начал выводить новые стратегические атомные подводные лодки типа «Цзинь» на патрулирование в 2014 году. Патрулирование осуществлялось в близи территориальных вод КНР под прикрытием надводных сил флота и морской авиации, и по всей видимости носило учебно-тренировочный характер. С учётом того, что дальности действия БРПЛ JL-2 недостаточно для поражения целей в глубине территории США, можно предположить, что реальное боевое патрулирование вдали от родных берегов встретит серьёзное противодействие со стороны противолодочных сил ВМС США.
В настоящее время в КНР идет строительство ПЛАРБ пр. 096 «Тэнг». Она должна быть вооружена 24 БРПЛ с дальностью стрельбы не менее 11000 км, что позволит уверенно поражать объекты в глубине территории противника находясь под защитой своего флота.
Учитывая экономический рост Китая, можно предполагать, что к 2020 году ВМС страны будут иметь в своем составе не менее 6 ПЛАРБ пр. 094 и 096, с 80 БРПЛ межконтинентальной дальности (250-300 БЧ). Что примерно соответствует нынешним показателям России.
В настоящее время в КНР ведётся активное совершенствование стратегических ядерных сил. По мнению китайского политического руководства, это должно в будущем удержать США от попыток решать споры с КНР с помощью вооруженной силы.
Однако совершенствование и наращивание количественных показателей СЯС в КНР во многом сдерживается недостаточным количеством ядерных материалов необходимых для производства боеголовок. В связи с этим в КНР официально запущен проект технического преобразования 400 тонн элементов ядерного топлива, что должно привести к увеличению производства урана в два раза.
Существует методика, позволяющая примерно представить количество ядерных боеголовок у Китая. Согласно разным источникам, с конца шестидесятых до начала девяностых годов китайские предприятия произвели не более 40-45 тонн высокообогащенного урана и 8-10 тонн оружейного плутония. Таким образом, за всю историю китайской ядерной программы могло быть произведено не более 1800-2000 ядерных зарядов. Несмотря на развитие технологий, современные ядерные боезаряды имеют ограниченные сроки хранения. США и Россия смогли довести этот параметр до 20-25 лет, однако в КНР пока не достигли таких успехов. Таким образом, количество развернутых ядерных боезарядов на стратегических носителях не более 250-300 единиц и общее число тактических боеприпасов не более 400-500 выглядит наиболее вероятным в свете имеющихся сведений.
Оценочный численный состав китайских ракет по данным Минобороны США по состоянию на 2012 год
Потенциал, казалось бы, скромный в сравнении со стратегическими ядерными силами США и РФ. Но вполне достаточный, чтобы нанести неприемлемый ущерб в ответном ударе Народно-освободительной армии Китая и вести широкомасштабные боевые действия с применением тактического ядерного оружия против вооруженных сил любой ядерной державы.
Радиус действия БР КНР
Обращает на себя внимание наличие в КНР на вооружении «Второго артиллерийского корпуса» значительного количества мобильных БСРД DF-21( более 100). Эти комплексы практически бесполезны в противостоянии с США. Однако они покрывают значительную часть территории нашей страны.
Состоящие на вооружении КНР ядерные ракетные системы, созданные в 60-70-е годы, вследствие их низкой боевой готовности, живучести и защищенности пока не могут обеспечить нанесение ответно-встречного или достаточно мощного ответного удара.
В рамках модернизации своих стратегических сил Китай осуществляет переход от устаревших жидкостных ракет к новым твердотопливным. Новые системы более мобильны и следовательно менее уязвимы для атак противника.
Но производство новых мобильных комплексов идёт очень медленно. Слабым местом китайских баллистических ракет по-прежнему остаётся не слишком высокий коэффициент технической надежности, что отчасти обесценивает достижения в этой области.
По всем признакам китайские мобильные комплексы более уязвимы, чем российские. Мобильные пусковые установки КНР крупней российских, обладают худшей проходимостью и требуют больше времени на предстартовые процедуры перед пуском. Центральные районы КНР, в отличие от России не имеют крупных лесных массивов, где ракетные комплексы могли бы укрыться в дневное время. Их обслуживание требует значительных людских ресурсов и не малого количества вспомогательного оборудования. Это делает быстрое передвижение мобильных комплексов затруднительным и относительно легко обнаруживается средствами космической разведки.
Тем не менее, в КНР продолжают тратиться огромные средства и ресурсы не только на непосредственное создание и совершенствование новых типов баллистических ракет, но и на дальнейшее развитие непосредственно ядерных зарядов нового типа. Если в 70-80-е годы немногочисленные китайские МБР обладавшие КВО порядка 3 км оснащались мегатонными моноблочными термоядерными зарядами, что делало их типичными «убийцами городов», то современные китайские МБР несут разделяющиеся головные части индивидуального наведения мощностью до 300 Кт с КВО несколько сот метров.
Следует заметить, что с присутствием США в Центральной Азии, часть ядерных арсеналов Китая оказалось в зоне воздействия тактической авиации США. В связи с этим значительная часть китайских стратегических ядерных сил, на постоянной основе находится в подземных укрытиях вырубленных в скальной породе, в горных районах КНР. Такое расположение обеспечивает в мирное время защищённость от средств спутниковой разведки, а в военное время в большой степени гарантирует неуязвимость в случае внезапного нападения. В Китае построены подземные туннели и сооружения значительной площади и протяженности.
Предполагается, что китайские мобильные ракетные комплексы будут пережидать там ядерные удары по КНР, после чего в течение двух недель они должны выдвигаться из укрытий и наносить растянутые по времени удары по противнику, гарантируя, таким образом, неотвратимость ядерного возмездия. Нанесение же одновременного ракетно-ядерного удара всеми СЯС КНР требует продолжительной предварительной подготовки. Такое несоответствие явилось основной причиной изменений взглядов на порядок применения Китаем ядерного оружия.
Согласно официальной военной доктрине, КНР обязуется не применять первым ядерного оружия. Но в последние годы военное руководство КНР стало уже допускать возможность применения ядерного оружия первым. Это может быть осуществлено в таких экстремальных условиях как неудачное приграничное сражение и создавшаяся угроза полного разгрома основных группировок НОАК, потеря значительной части территории с важнейшими административно-политическими центрами и экономическими районами, имеющими стратегическое значение для исхода войны, реальная угроза уничтожения стратегических ядерных сил обычными средствами поражения (что крайне маловероятно, учитывая состояние и численность НОАК).
Дальнейший научно-технический и экономический рост КНР при сохранении нынешних темпов развития обеспечит в ближайшие десятилетия ее СЯС возможность нанесения ответно-встречного и встречного ракетно-ядерных ударов. Так что новое качество китайской военной машины не за горами.
По материалам:
http://russian.china.org.cn/
http://www.globalsecurity.org
http://www.globalmil.com
www.ausairpower.net
Вас заинтересует
Ядерная Франция
Сюрприз из Поднебесной. Китайский ядерный арсенал может быть самым крупнейшим в мире
Ядерная стратегия Китая: необходимый минимум
Китай в очередной раз пытается вывести в море свои АПЛ Boomer
Китай пожинает плоды своих ошибок