Главная среди таких проблем – это пугающая разобщённость огромного христианского мира перед лицом новых угроз. Среди этих угроз, безусловно, обращающие на себя особое внимание попытки вытеснения христианства с Ближнего Востока – фактически с того места, где христианство появилось и обрело своих первых верных сторонников. Христиане Ближнего Востока и не только, кстати, его, стали мишенями для террористов и экстремистов всех мастей. Гонения на христиан, разрушение христианских храмов (вне зависимости от их принадлежности той или иной ветви), массовые казни, осквернение христианских святынь, к величайшему сожалению, стали неотъемлемым атрибутом действительности в целом ряде государств мира. Это Сирия, Египет, Нигерия, Ирак, это край Косово, нынешние власти которого пытаются называть себя демократическими и, мало того, независимыми, но на деле поддерживающие экстремистские группировки, фактически уничтожающие христианскую составляющую в этом регионе. Число христиан в том же Ираке за последнее десятилетие сократилось более чем в десять раз! Косовские христиане вынуждены либо переселяться в северные провинции, либо попросту уезжать из края.
Обсуждение проблем современности патриархом Кириллом и папой Франциском длилось более двух часов. В итоге окончательно была утверждена многостраничная декларация, в которой отражены взгляды верховных иерархов РПЦ и РКЦ на события, происходящие в мире, включая многочисленные войны и вооружённые конфликты, охватившие регионы планеты и уносящие десятки, а то и сотни тысяч жизней.
Перед обсуждением предстоятели двух христианских церквей преподнесли друг другу дары, в которых тоже прослеживался определённый символизм. Патриарх Кирилл преподнёс папе римскому Франциску список одной из самых почитаемых в православном мире икон – Казанской иконы Божией матери как символ абсолютного доверия и нацеленности на совместную работу, на совместное служение. Папа римский преподнёс патриарху в дар частицу мощей небесного его покровителя – Святого Равноапостольного Кирилла – одного из святых, исполнявшего выдающуюся миссию по консолидации христианства восточного и западного.
Из совместного заявления верховных иерархов (
пресс-служба Московского патриархата):
Наш взгляд обращён к людям, находящимся в тяжёлом положении, живущим в условиях крайней нужды и бедности в то время, когда материальные богатства человечества растут. Мы не можем оставаться безразличными к судьбе миллионов мигрантов и беженцев, стучащихся в двери богатых стран. (...) Безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы нашей планеты, а растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений. Христианские Церкви призваны отстаивать требования справедливости, уважения к традициям народов и действенной солидарности со всеми страждущими.
Была в ходе встречи обсуждена и проблема так называемого униатизма, принцип которого заключается в том, что единение церковных общин производится на основе отрыва одной из таких общин от своей церкви. Как известно, этот принцип и сегодня пытаются реализовать в ряде стран Восточной Европы, включая Украину. Впервые в истории церковь православная и церковь католическая пришли к единой трактовке явления. Из декларации патриарха московского и папы римского:
Метод "униатизма" прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем её отрыва от своей Церкви, не является путём к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.
Верховные иерархи РПЦ и РКЦ подчёркивают, что их встреча никоим образом не носила характера прозелитизма, то есть не была нацелена на какие-либо попытки обращения той или иной паствы в новую для неё веру. Из совместной декларации:
Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма.
И, пожалуй, ключевая фраза всей декларации:
Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру.
И ведь это настоящий прорыв в отношениях. Ну если не сам прорыв, то уж точно намёк на прорыв. Братьями католики и христиане (по крайней мере, верховные иерархи двух церквей) не называли друг друга
никогда. А потому искренне хочется надеяться на то, что дух разрушительного соперничества между католицизмом и православием, который в своё время приводил ещё и к большой крови, изжит. И если главный шаг в направлении прагматичного сближения на основании взаимного учёта интересов сделан, то встреча патриарха Кирилла и папы Франциска вполне может стать образцом как для иерархов других религиозных течений, так и для политиков современности, нередко считающих, что диалог – это последнее, на что стоит идти для разрешения глобальных проблем, и видящих в качестве разрешения таких проблем исключительно странную политику санкционного политического и экономического давления.
Вас заинтересует
Кого и как победил в феврале 2014-го киевский Майдан, наскакавший проблем на всю Украину?
Зачем спецпредставитель Госдепа США Шон Кейси прилетал на Украину
Геноцид христиан на Ближнем Востоке. Миллионы людей стали разменной картой американской геополитики
Удар по православным душам
Путин и Папа сблизились благодаря Сирии ("Vatican Insider", Италия)