Ровно два года прошло с тех пор, как под давлением скачущего Майдана на Украине случился государственный переворот. Эксперты подготовили к этому событию ворох цифр о падении экономики, местной валюты и государственных запасов, уровня жизни и общественной дисциплины. Венцом свалившихся на голову украинцев проблем стал политический кризис последней недели, разрушивший правящую коалицию в Верховной Раде.
Когда бумажник дороже креста Именно эту самую коалицию нынешний украинский премьер Арсений Яценюк два года назад назвал партией победителей. Кого же она победила в зимнюю смуту 2014-го? Самый распространённый ответ – «банду Януковича». Виктор Янукович и его окружение и вправду стали для Украины символом чиновничьего стяжательства. Для страны православной культуры (с её тысячелетней ориентацией на общинность, взаимопомощь и внимание к ближнему) страсть к наживе всегда считалась пороком.
Потому закономерно непочтительное отношение людей к делам и поступкам Януковича. Меж тем, он слывёт истово верующим. В 2011 году даже совершил паломничество на греческий Афон. К этой намоленной святыне православные идут в надежде, что им откроется истина. Янукович искал её в беседе с афонскими монахами.
По свидетельству очевидцев, старцы предупредили украинского президента, что он сохранит власть только при условии искреннего покаяния и признания ошибок. В противном случае – потеряет свой пост, а страна погрузится в хаос гражданского противостояния и даже войны.
Виктор Янукович на гору Афон больше не ходил. Зато частенько приезжал к почитаемому верующими старцу Ионе – православному монаху из Одессы. Можно только догадываться, о чём говорили руководитель государства и благочестивый проповедник. Лучше известно отношение Ионы Одесского к бурным украинским событиям последних лет. Старец Иона считал, что в стране идёт война духовная, главная цель которой— отделить Украину от Святой Руси и уничтожить в ней православие.
Эта публичная позиция старца не могла остаться тайной от статусного верующего, с крестом в одной руке и бумажником в другой. Бумажник, как видим, перевесил всё. Янукович к словам старца не прислушался, по крайней мере, ничего не сделал для духовного мира на Украине. В итоге – проиграл он, проиграла страна. Победителем объявил себя греко-католик Яценюк, вкупе с разношёрстной компанией.
Униаты пришли на православные земли За два года люди к ним уже присмотрелись. Знают, кто баптист, кто греко-католик, кто к ним примкнул, и какие ценности принесла с собой новая власть. Впрочем, история эта началась задолго до Майдана.
Греко-католики вернулись в открытый мир из катакомбного забытья на волне «перестройки». Тогдашняя власть, словно извиняясь за послевоенные притеснения, позволила им войти в православные уже храмы и начать свой реванш за почти полувековое подполье.
Известно, что Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) скомпрометировала себя во время войны поддержкой украинских националистов (она даже финансировала так называемую Украинскую повстанческую армию, Организацию украинских националистов) и сотрудничеством с фашистами. В частности, в дивизию СС «Галичина» были направлены капелланы для пастырской работы. Прямые контакты гитлеровские военные наладили и с иерархами УГКЦ. Поэтому в 1946 году советские власти созвали Львовский Собор, на котором приняли решение о воссоединении греко-католической церкви с Русской православной, а по существу – о ликвидации УГКЦ.
Подобные коллизии возникали всегда, когда греко-католики попадали в поле российской власти. Дело здесь не в конфессиональных различиях, а в политической позиции иерархов УГКЦ. Эта церковь появилась в период российской смуты 16 века. Тогда часть феодалов и епископы Владимир-Волынской и Луцкой епархий, дабы сравняться в правах с шляхтой и католиками, обратились к Папе Римскому с просьбой об унии, то есть союзе.
Несмотря на протест большей части духовенства, местной знати и прихожан (кстати, подавленный крайне жестоко), такая уния состоялась. Одним из её итогов стало объявление православной церкви вне закона и передача её имущества униатской церкви, позже названной греко-католической. Новое наименование стало отчасти вынужденным, так как не удалось до конца сломить сопротивление верующих. Получился некий симбиоз, в котором признание католических догматов и верховной власти Папы Римского сочетается с богослужениями по византийскому обряду.
Политические мотивы, послужившие толчком к созданию новой поместной церкви, стали постоянными в действиях иерархов УГКЦ. Так было на протяжении всей её истории, включая позорный период второй мировой войны, уже упомянутый здесь. Так стало и в новейшее постсоветское время, когда греко-католики стали продвигать свою веру, культуру, язык и влияние в центральные и восточные районы Украины – на исконно православные земли.
Из западных районов при поддержке центральной власти на Восток потянулись отряды назначенцев на работу в администрациях, силовых структурах, сферах культуры и образования. Они принесли с собой новых национальных «героев», вроде Бандеры и Шухевича, иные ценности. Не отставала от переселенцев греко-католическая церковь, создавшая свои экзархаты в Крыму, Донецке, Одессе, Харькове. Переместилась из Львова в Киев и резиденция первоиерарха украинских греко-католиков.
Недовольство и сопротивление, которое проявляло местное население, жёстко подавлялись получившими широкую известность «поездами дружбы», сформированными из молодчиков с западных регионов Украины. Среди спонсоров таких поездок непременно была УГКЦ, а в составе – греко-католические священники. Они ехали не окрамлять верующих, а направлять их действия. Как итог – только за время военного конфликта на Украине пострадали 72 православных храма, из них 10 были полностью разрушены, погибли православные священники. Так что объявленная Яценюком победа была не столько над «бандой Януковича», сколько над соотечественниками, взращенными православной культурой и верой.
Кому и Папа Римский – не указ Понимание этого, наверное, ещё не осознанно в полной мере. Сегодня, в пору социальных и экономических потрясений, людей больше тревожат погибшие и раненые в гражданском конфликте, цены, тарифы, зарплаты, пособия, курс валют. О насилии над духом, культурой и верой говорят крайне редко.
Зато этой темы впрямую коснулись Папа Римский Франциск и московский Патриарх Кирилл во время своей исторической встречи в Гаване. Говорили, в том числе, и об Украине. Пастыри двух великих церквей призвали все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству.
Непозволительно дерзко отреагировал на встречу в Гаване львовский портал греко-католиков «Католицький Оглядач». Он назвал её «маргинальной и аэропортной» – «отвлекающим от реальных проблем общества очередным актом внешней политики России, а не межцерковным событием».
Безоглядная смелость униатских пропагандистов подкреплена позицией главы Украинской греко-католической церкви, архиепископа Святослава Шевчука. «Наш многолетний опыт подсказывает, – предупреждал архиепископ Шевчук читателей «Оглядача» накануне события, – что когда Ватикан и Москва организуют встречи или подписывают какие-то общие тексты, то нам не стоит ждать от этого чего-то хорошего».
Позднее, когда в совместной Декларации проявилась кроме прочего надежда Папы Франциска и Патриарха Кирилла, что раскол среди православных Украины будет преодолен на основе канонических норм, и признано: униатство — не путь к восстановлению единства церкви, Святослав Шевчук себя не сдерживал вовсе.
Теперь уже на сайте УГКЦ первоиерарх греко-католиков записал: «Безусловно, этот текст (Декларации – Г.Г.) вызвал глубокое разочарование среди многих верующих нашей церкви и просто неравнодушных граждан Украины. Сегодня многие обращались ко мне по этому поводу и говорили, что чувствуют себя преданными Ватиканом, разочарованными половинчатостью правды в этом документе и даже косвенной поддержкой со стороны апостольской столицы агрессии России против Украины. Я, конечно, понимаю эти чувства».
Поддержкой архиепископа Шевчука запестрили зарубежные католические издания. Их география – от Виннипега до Лондона, что, впрочем, совпадает с компактным расселением украинских греко-католиков, объединённых в семнадцати зарубежных епархиях. Нет смысла цитировать их праведный гнев и общее возмущение. Пронзительные строки заметок не скрывают главного: настроились праздновать победу над миром и православием, а их зовут к миротворчеству и благоразумию. Сдаётся, греко-католикам в этом даже Папа Римский – не указ.
…Одесский старец Иона преставился в декабре 2012 года. Через год после его смерти случился второй Майдан, и началась гражданская война на Украине. Очевидцы вспоминают, когда мудрый монах говорил об отделении Украины от Святой Руси и уничтожении православия, он всматривался вдаль и нередко добавлял: «Но Господь этого не допустит». Почему-то даже не верующему хочется, чтобы это предсказание великого старца всё-таки сбылось…
Вас заинтересует
Историческая встреча в Гаване
Зачем спецпредставитель Госдепа США Шон Кейси прилетал на Украину
Удар по православным душам
Церковь, разделённая линией фронта
Путин и Папа сблизились благодаря Сирии ("Vatican Insider", Италия)