Во второй половине июня в отечественных средствах массовой информации появились несколько сообщений о возможных путях развития одного из самых интересных проектов настоящего времени и ближайшего будущего. Со ссылкой на неназванные источники сообщалось о планах относительно тех или иных особенностей возможного строительства российского авианосца. Последние новости на эту тему, представляют большой интерес, поскольку раскрывают некоторые технические подробности проектов.
Вот смотрите тут отличные экскурсии для детей https://scooltravel.ru. 22 июня информационное агентство «Интерфакс» раскрыло некоторые подробности будущих работ. Неназванный источник агентства, связанный с ситуацией, рассказал, что перспективный отечественный авианосец проекта 23000 «Шторм», скорее всего, будет оснащаться ядерной энергетической установкой. Необходимые системы уже разработаны, а их доработанные аналоги планируется проверить в ходе эксплуатации новых судов. Так, «платформой» для эксплуатационной проверки нового реактора и прочих средств энергетической установки должен стать атомный ледокол «Арктика».
Источник «Интерфакса» также оценил возможности конструкторских организаций и судостроительной промышленности. По его мнению, с учетом времени, которое понадобится на создание проекта, на все необходимые работы потребуется порядка восьми-девяти лет. По завершении этого периода флот может рассчитывать на получение нового авианосца. При этом следует помнить, что военное ведомство еще не заказывало разработку проекта и пока не планирует строительство корабля с авиационной группой.
По имеющимся данным, атомный ледокол «Арктика» получил реактор типа РИТМ-200. Эта система представляет собой водо-водяной реактор, предназначенный для использования в качестве основного элемента ядерной энергоустановки ледоколов или плавучих атомных электростанций. Реактор был разработан в ОКБМ им. И.И. Африкантова. РИТМ-200 имеет двухконтурную архитектуру с четырьмя парогенераторами. Характерной чертой проекта является интеграция парогенераторов в корпус активной зоны. Это позволило сократить габариты и вес всего комплекса, а также уменьшить расход материалов и снизить вероятность неполадок.
Реактор РИТМ-200 развивает тепловую мощность до 175 МВт, что позволяет снабжать электроэнергией двигательные установки мощностью до 30 МВт. В варианте реактора плавучей электростанции эта система способна обеспечить выход энергии до 55 МВт. Срок эксплуатации реактора заявлен на уровне 40 лет. На одной заправке ядерным топливом он способен работать 7 лет.
16 июня Балтийский завод (г. Санкт-Петербург) спустил на воду головной атомный ледокол «Арктика», построенный по проекту 22220 / ЛК-60Я. Это судно оснащено двумя реакторами РИТМ-200, которые обеспечивают общую мощность на валах трех гребных винтов на уровне 60 МВт. Благодаря этому ледокол водоизмещением более 33,5 тыс. т способен развивать скорость до 22 узлов, а также проламывать льды большой толщины. В настоящее время «Арктика» находится у достроечной стенки. Сдача судна запланирована на конец следующего года.
Проект авианосца 23000 «Шторм» был разработан в инициативном порядке специалистами Крыловского государственного научного центр. Этим проектом предлагается строительство корабля с водоизмещением порядка 80 тыс. т, оснащенным энергетической установкой ядерного или неядерного типа. Корабль должен нести полетную палубу с взлетными позициями, оснащенными трамплинами и катапультами. Предусматривается возможность несения нескольких десятков самолетов и вертолетов, а кроме того, использование вооружений для защиты от различных угроз и нанесения ударов по целям разных типов.
Ранее, в феврале этого года, в сообщениях отечественной прессы упоминались интересные особенности предлагаемой программы строительства авианосца. Так, утверждалось, что атомная энергетическая установка, которая может быть использована на новом авианосце, будет испытываться в рамках одного из других проектов. Подобные системы предлагалось также использовать на перспективных эсминцах типа «Лидер». После эксплуатации и оценки возможностей подобные системы могут найти применение при строительстве новых кораблей с авиационной группой.
Последние сообщения об унификации энергетической установки представляет определенный интерес. Новости этого года показывают, что в судостроительной промышленности существует интересное предложение, касающееся оснащения перспективных кораблей и судов нескольких типов. В таком случае реакторы РИТМ-200 с соответствующим оборудованием в разном количестве могут использоваться и на ледоколах, и на эсминцах, и на авианосцах.
Необходимо отметить, что проект 23000 «Шторм», а также отдельные предложения в его рамках, пока не получили официального одобрения военных и, как следствие, сохраняют статус инициативной разработки с неопределенными перспективами. Крыловский государственный научный центр впервые показал свои наработки в области авианосцев еще несколько лет назад. С тех пор неоднократно оглашались те или иные подробности и планы организации, однако все они и поныне не получили официальной поддержки министерства обороны. Как следствие, реальные перспективы проекта остаются под вопросом.
В последний день июня появились новые сообщения относительно возможных сроков разработки и строительства нового отечественного авианосца. Издание «Интерфакс-АВН» получило новые данные на этот счет от неназванного источника в судостроительной промышленности. Согласно данным этого источника, проект строительства авианосца пока еще далек от практической реализации.
Источник заявил, что на данный момент ведутся работы, однако они пока находятся на самых ранних стадиях. Стадия проектирования авианосца начнется только в 2020 году. Согласно текущим планам, строительство авианосца будет вестись только в двадцатых годах, но не ранее. Источник издания «Интерфакс-АВН» надеется, что к началу следующего десятилетия промышленности и военным удастся сформировать общий и единый взгляд на кооперацию и производственные связи, которые будут использоваться в ходе строительства корабля.
Названные сроки выполнения проектирования и строительства перспективного корабля, по мнению источника, вполне укладываются в логику развития судостроения последних десятилетий. В последние годы промышленность занималась постепенным развитием производственных мощностей, и дальнейшая модернизация предприятий позволит к концу следующего десятилетия освоить строительство крупных кораблей большого водоизмещения.
Последние новости наглядно демонстрируют планы отдельных организаций судостроительной промышленности. Они показывают, что Крыловский государственный научный центр продолжает развитие своей разработки, созданной в инициативном порядке. Прорабатываются те или иные моменты нового проекта, а сведения о подобных работах время от времени попадают в прессу. Широкая общественность получает возможность следить за ходом интереснейшего проекта, который в будущем может оказать значительное влияние на облик военно-морского флота России.
Тем не менее, до сих пор в контексте строительства новых авианосцев существует характерная проблема. Обсуждение возможности создания подобных кораблей продолжаются в течение длительного времени. Кроме того, с лета 2013 года идет обсуждение проекта «Шторм», предлагаемого одной из ведущих научно-проектных организаций. Вопрос строительства авианосцев привлекает как специалистов, так и широкую общественность. Тем временем военное ведомство пока не спешит планировать строительство новых кораблей на самое ближайшее время.
Представители министерства обороны иногда поднимают тему авианосной программы, однако пока оглашаются лишь предварительные планы, которые в дальнейшем могут претерпеть заметные изменения. Согласно последним заявлениям ответственных лиц, контракт на проектирование и последующее строительство авианосца должен появиться не ранее середины двадцатых годов. Таким образом, строительство корабля, требующее длительного времени, закончится не ранее тридцатых.
Текущая ситуация с информацией о планах и официальные сообщения прямо говорят о том, что в настоящее время министерство обороны не видит необходимости в срочном строительстве нового авианосца. Реализация подобных программ относится к отдаленному будущему – не ранее начала следующего десятилетия. Более быстрое начало работ в силу тех или иных причин не считается необходимым.
По-видимому, подобный отказ от скорого строительства авианосца имеет несколько причин разного характера. Разработка и постройка корабля с авиационной группой являются чрезвычайно сложной и дорогостоящей программой. Кроме того, в рамках этой программы требуется решить массу прочих вопросов, связанных с оснащением корабля, с формированием авиационной группы и т.д. Все это требует привлечения массы различных организаций и предприятий, а также координации совместных усилий и, естественно, колоссальных финансовых трат. Вероятно, пока руководство министерства обороны не считает необходимым начинать подобные программы.
Военные пока не планируют начинать строительство авианосца для российского ВМФ, однако разработка подобных кораблей продолжается в инициативном порядке. Можно предположить, что в скором будущем будут опубликованы новые сообщения о ходе подобных работ и успехах в их выполнении. Остается следить за новостями и после их поступления делать необходимые выводы.
Вас заинтересует
Новости проекта Ил-112
Новые подробности создания ОСК «Север
Электромагнитная катапульта для российского авианосца
Началась разработка проектов трех классов авианосцев для ВМФ РФ
ВМФ России получит корвет модульной архитектуры