В связи с тем, что в последние годы российская оборонка сталкивается с
явной проблемой, связанной с неспособностью на все 100% выполнять
требования в рамках государственного оборонного заказа, актуально
затронуть вопрос о том, а как обстоят дела в текущем году. Сложности
есть, и связаны они с тем, что главы целого ряда предприятий,
подписываясь под пунктами документа о выполнении определённого рода
работ в рамках ГОЗ, в итоге заявляют, что выполнить все работы к
обозначенному в документе сроку не получается – причин множество. И эти
причины достойны особого внимания.
Вот отличный магазин детского транспорта
http://svetlahok.ru/shop/show-products/8/1/20/detskii-transport/.
Сначала официальная информация
о ходе выполнения ГОЗ в России. Несмотря на то, что была эта информация
опубликована больше месяца назад (новых данных пока нет), можно сделать
вывод о тенденции в плане реализации заказов от государства
предприятиями оборонки.
Так, заместитель министра обороны РФ Юрий
Борисов в ходе посещения приморского Арсеньева, где ведётся сборка
вертолётов Ка-52 «Аллигатор», рассказал журналистам о том, что на конец
июня ГОЗ был выполнен почти на 40%. Учитывая тот факт, что вторая
половина года обычно приносит больший процент реализации, можно сделать
вывод, что плановые показатели могут быть достигнуты. Могут быть
достигнуты, а могут и...
Уже через 4 дня после
заявления о 40% выполненного ГОЗ заместитель министра обороны Юрий
Борисов поднял вопрос о том, что в стране есть предприятия, объёмы
просрочки от которых продолжают расти. Среди прочих, к примеру, Амурский
судостроительный завод, который ещё в прошлом году в рамках
государственного оборонного заказа должен был сдать два корвета проекта
20380, но что-то не заладилось... Вроде бы и руководство новое, и
финансирование не убавилось, а сроки снова перенесены.
РИА Новости приводило заявление Юрия Борисова:
Сейчас
на заводе реализуются четыре контракта. Это корветы проекта 20380. Два
корвета должны были быть сданы ещё в прошлом году. Поэтому будем
разбираться с новым руководством завода, как они планируют поправлять
ситуацию. Надеемся, что в этом году первый корвет будет сдан. Хотим
убедиться, насколько грамотно и системно организована работа по
достройке остальных. От этого зависит будущее заказов. Мы об этом уже
говорили и не будем скрывать, если Амурский судостроительный завод
войдет в график, то мы разместим ещё заказы. У нас есть план по
размещению дополнительных заказов.
То есть Минобороны
говорит предельно понятным языком: выполняя планы гособоронзаказа в срок
и без завышения «тарифов», предприятие будет и впредь получать заказы
на создание военной техники. А это и деньги, и рабочие места, и
социальные гарантии, и налоги в региональный и муниципальный бюджеты.
Если же срывы продолжатся, то ответ на вопрос об эффективности такого
предприятия будет однозначен – со всеми вытекающими последствиями как
для самого предприятия, так и для его трудового коллектива, который
делается заложником, мягко говоря, не всегда чётких действий со стороны
руководства предприятием.
В чём же заключается одна из причин
того, что предприятия зачастую неспособны выполнить свои обязательства
по контракту с министерством обороны страны? Одна из наиболее часто
заявляемых руководителями предприятий причин выглядит примерно так: ну а
что вы хотели, если против России введены санкций, и мы лишены
возможности закупать интересующие нас комплектующие на ряде сегментов
зарубежного рынка.
Эта причина на самом деле выглядит очень
серьёзно. Действительно, ситуация в плане продуктивных торговых
контактов с Евросоюзом или с той же Украиной изменилась в худшую
сторону, и это было бы странно не признавать. Однако когда руководство
того или иного предприятия на каждом шагу пытается именно этой причиной
аргументировать срывы выполнения ГОЗ в своём сегменте, то хочется
поинтересоваться: а в 2011, 2012, 2013 годах тоже «санкции» были
виноваты?.. Так санкций-то не было. И выполнения ГОЗ на 100% тоже не
было. Как же так...
Стоит напомнить, что в 2011 году процент
реализации ГОЗ едва дотягивал до 90%. К 2013 году планка поднялась до
93% - после личного вмешательства в процесс президента Владимира Путина.
С одной стороны 90-93 процента – немало. Но с другой стороны это
говорит о том, что миллиарды бюджетных средств без всяких санкций
подвисали в воздухе при не выполнении в срок 7-10% ГОЗ.
Система
менеджмента предприятий при этом жаловалась на всех и вся, заявляя то о
том, что большинство кадрового состава – пенсионеры, то о чрезмерной
изношенности станков и прочего оборудования, то об отсутствии неких
дополнительных субсидий со стороны государства. При этом редкий человек
из состава упомянутой системы менеджмента называл в числе главных причин
срыва планов выполнения контрактов самого себя. Редкий «эффективный
менеджер» направлял должные объёмы заработанных предприятием средств на
подготовку тех же рабочих и инженерных кадров, на обновление
оборудования, на систему стимулов кадрового состава.
Когда из
образовательных учреждений начального и среднего профтехобразования
поступали элементарные запросы к руководству предприятиями, занятыми в
системе ГОЗ, по поводу того, чтобы студенты имели возможность проходить
практику, то немалый процент «эффективных менеджеров» целого ряда
предприятий (и это не пустые слова, а реальность почти всего
постсоветского периода) просто махал руками. Аргумент один: у нас своих
проблем хватает, а мы тут будем ещё «ваших» работе обучать. Трудно себе
представить нечто подобное ещё лет 30-35 назад.
Да и вообще
интересное кино... Как же можно после такого ответа в качестве аргумента
срыва по срокам называть отсутствие кадров? Откуда же эти кадры в таком
случае предприятию брать? И государственные структуры попросту разводят
руками, заявляя: ну не можем же мы вот так взять и обязать частника
предоставлять возможность для прохождения практики студентам... А ведь в
этом-то и заключается одна из реальных причин проблем с тем же ГОЗ:
предприятие как бы обязуется выполнить государственный заказ, но при
этом не принимает во внимание смежные интересы государства – даже по той
же подготовке квалифицированных рабочих и инженерных кадров; а само
государство тоже не готово жёстко спрашивать. Разве что потом начинается
разбор полётов... Когда часть средств уже осела, непонятно где, и её
надо найти и вернуть, но разве ж вернёшь, когда с вопросом конфискации
имущества у нас по закону "не всё так однозначно".
Из отчётной
документации одного из занятых в системе оборонки предприятий
Воронежской области (АРЗ-711) (опубликована в режиме общего доступа):
обучение и подготовка персонала предприятия – 22 тыс. рублей, внедрение
новых технологических процессов – 34 тыс. рублей. О, как менеджмент
расщедрился... Аж 22 тысячи в год на подготовку персонала. Да иной
руководитель коньяку на бОльшую сумму в сутки выпивает...
Из
отчёта того же предприятия за 2013 год: принято производственных рабочих
– 46, уволено производственных рабочих – 61. Всего принято – 93,
уволено – 103. Тенденция.
Сегодня с этого предприятия приходят
сведения о том, что «заказы есть – запчастей нет». И опять та же
аргументация: санкции, потеря поставщиков.
В таком случае можно
сделать вывод, что руководство подобных предприятий, изначально зная о
проблемах с наличием поставщиков, всё же подписывает ряд контрактов на
выполнение тех или иных работ с Минобороны. Ну раньше хоть на
«васильевщину» и «сердюковщину» можно было списать, а теперь на кого?.. И
так в целом ряде предприятий, так или иначе связанных с реализацией
государственного оборонного заказа.
Понятно, что проблемы есть,
что их немало. Но в целом главная причина срывов, думается, связана с
ответственностью «эффективных» менеджеров. Нет ответственности – и с
результатом будут проявляться проблемы, даже если государство готово
выделять существенные суммы на оборонку. Будут и дальше выискивать
крайних где угодно, при этом забывая посчитать самих себя...
И
всё же будем надеяться, что к концу 2016 года впервые за последние годы
выполнение гособоронзаказа составит 100%. Тем более что есть в нашей
стране немало предприятий, руководство которых точно осознаёт свою
ответственность, и которые готовы прикладывать все усилия, чтобы не
разбазаривался свой престиж
Вас заинтересует
Странная логика руководства "Алмаз-Антея": "В целях экономии готовимся сократить 30% сотрудников и прилагаем усилия для сохранения и наращивания интеллектуального и кадрового потенциала"
Минобороны продолжит сотрудничество с амурскими судостроителями
В составе Минобороны останутся 26 ремонтных предприятий
Что ожидает срывающих выполнение гособоронзаказа?
Гособоронзаказ на текущий год практически сорван из-за отдыха в сочи