«Знание — сила». Помните такой советский журнал? К сожалению, знания сегодня не в почете, а между тем именно от них мы зависим как никогда. Причем эта зависимость особенно критична на основополагающих направлениях функционирования общества, где лидирующую роль играет государство. Это оборона, здравоохранение и образование.
Пожалуй, начнем с образования, основной функцией которого является обеспечение этого самого процесса получения знаний. Процесс этот длительный (11 лет в школе + 4 года и более в институте) и безумно дорогой. Как только к управлению государством были допущены бухгалтеры с экономистами, уровень образования сразу же упал в разы. Для подтверждения этого тезиса просто возьмите и проведите анкетирование преподавательского состава в ведущих университетах и институтах. Или, еще лучше, для полной объективности проведите экзамен с задачами из вступительных экзаменов 70-80 годов прошлого столетия среди сегодняшнего контингента поступающих, а можно даже среди студентов 3-4 курсов высших учебных заведений. Результат будет шокирующим для многих наших руководителей... Можно, конечно, проигнорировать этот факт или отмахнуться и начать искать причины такого положения дел в образовании, объясняя это отсутствием достаточных средств, потребностей и т.д. Но положение от этого не изменится. При этом нужно помнить, что, если предположить, что вдруг все поменялось сегодня, то результат мы поимеем лет эдак через 10-15 в лучшем случае. Вопрос только в том, есть ли у нас эти самые 10-15 лет...
Уже очевидно, что после распада СССР многое было потеряно, и уровень образования в том числе. Теперь для того, чтобы его восстановить хотя бы до былого уровня, нужно многое сделать в очень короткий промежуток времени. Но, самое главное, пропал былой престиж высшего образования, особенно технического и фундаментального, в угоду конъюнктурным и типично гуманитарным. Кроме того, были выстроены новые, подчас непреодолимые для многих потенциальных абитуриентов барьеры, в виде существенного сокращения числа мест с бюджетным финансированием. Что, по сути, подорвало многие отрасли, лишив притока новых высокообразованных молодых специалистов практически во все сферы промышленного производства, особенно ВПК.
Сложившаяся в образовании ситуация практически зеркально отображает ситуацию в авиастроении, где, если бы партнеры не ввели санкции, то лет через 15-20 не осталось бы людей, умеющих делать широкофюзеляжные самолеты. Нужно уже давно поставить вопрос о том, насколько оправдан такой подход к образованию и нашей безопасности через 15-20 лет. Ведь уже сейчас высокотехнологичные отрасли испытывают настоящий кадровый голод, а перспектив его преодоления не видно. Для восстановления до приемлемых позиций практически во всех высокотехнологичных отраслях (микроэлектроника, электроника, авиастроение, судостроение, точное машиностроение, материаловедение и др.) потребуется много десятилетий, а о биотехнологиях и говорить даже не хочется. И это при условии надлежащего финансирования. Хотя без соответствующих кадров это в любом случае обречено на провал. Так что вопрос с образованием нужно решать сейчас.
Мне кажется странным и недопустимым положение, когда право каждого гражданина России на образование, закрепленное в конституции (статья 43), распространяется только на начальное и среднее и ставит условием конкурсный отбор для высшего образования, имея в виду, что всё остальное можно получить только за деньги. А если вчерашний школьник не имел достойных учителей или у него нет средств заплатить на коммерческой основе за получение высшего образования, тогда он, видимо, недостоин его получить. Может быть, настала пора пересмотреть и расширить это положение через обеспечение возможности для каждого гражданина России получить государственный беспроцентный кредит на образование с последующей отдачей в течение всей последующей трудовой деятельности в виде дополнительного отчисления от заработной платы. При этом средства от этого кредита могут быть перечислены напрямую только в аккредитованные учебные заведения.
Вообще-то, образование — это процесс постоянный, который должен присутствовать в жизни каждого гражданина России на протяжении всей его жизни. Но не у всех есть время и деньги для посещения университетов, курсов повышения квалификации, лекций, семинаров не говоря уже о конференциях и симпозиумах. Даже для уже состоявшихся специалистов, не говоря уже о простых инженерах и просто гражданах. В настоящее время государство практически устранилось от управлением этим процессом. Я с удивлением обнаружил, что в России нет единого систематизированного хранилища знаний в виде видеолекций ведущих ученых и специалистов по фундаментальным и основным направлениям развития современной науки и техники, по многим современным и перспективным направлениям. Только некоторые наши ведущие университеты предоставили доступ к своим видеолекциям, в основном по фундаментальным наукам, для широкой публики. В остальном же — практически полный вакуум. Ведущие мировые учебные центры уже десятилетиями публикуют видеолекции, семинары, лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты, не говоря уже о конференциях и симпозиумах. Очень существенное место занимают видеолекции ведущих специалистов в самых перспективных и современных отраслях знаний. Собственно, на этих лекциях уже воспитано не одно поколение высококлассных специалистов в различных отраслях науки и техники.
Каждый раз, когда я видел и слушал наших министров образования, отчитывавшихся о своей работе, я ни разу не услышал о том месте в мировой системе образования, которое занимает Россия. Говорили о чем угодно (новых программах, ЕГЭ, планах, слиянии вузов, количестве поступивших и закончивших, зарплатах, новых и старых вузах и т.д.), но не об этом. Может, просто и говорить не о чем, если движение в отрицательном направлении? А ведь только этот один критерий и должен приниматься во внимание при оценке работы министерства образования и системы образования в целом.
У отдельно взятых образовательных учреждений и системы образования в целом абсолютно разные и подчас противоположные целевые функции, особенно если ввести коммерческую составляющую. Для любого вуза, особенно коммерческого, основным критерием оценки деятельности, как и для любой коммерческой структуры, является прибыль при обеспечении минимально возможного уровня квалификации выпускников. Министерству же необходимо обеспечить выпуск запланированного числа специалистов при минимальных затратах.
За все время работы в вузе ни разу не видел представителей министерства или профильных министерств в составе ГЭКа. Правда, в советские времена обязательно присутствовал представитель отрасли, как правило, приглашенный зав. кафедрой. Видимо, им (министерству) не до этого (контроль качества выпускаемой продукции), а то ведь может скандал случиться: выпустили не специалистов, а просто людей, прослушавших определенные курсы. Правда, есть и другие, более объективные критерии оценки профпригодности и, соответственно, качества подготовки выпускников вузов: количество выпускников, работающих по полученной специальности после 1 года, 3, 5 и 10 лет после выпуска. Ох, представляю лица чиновников от образования после получения и анализа этих данных! Просто не сомневаюсь, что желание скрыть эти данные от руководства будет просто непреодолимым. Вполне может оказаться, что государство (т.е. мы с вами) впустую платит деньги за чье-то желание получить корочки о высшем образовании. А почему нет? Ведь это бесплатно для учащегося по бюджету. Вот если бы за все (АБСОЛЮТНО ВСЕ) места в вузах учащиеся платили (из полученного госкредита на образование), то картина поменялась бы кардинальным образом. Зачем учиться на учителя физики, если хочется работать программистом? Или зачем поступать в плохой вуз, если найти работу после его окончания будет очень сложно? Ведь и там, и там нужно будет заплатить практически одни и те же деньги за обучение. Да и отношение к учебе поменялось бы существенно. Знаю из личного опыта. Заинтересованность практически всех студентов, заплативших за свое обучение из своего кармана, просто зашкаливает, и это всегда приятно для преподавателя. Кстати, если опубликовать данные по работе, по занятости выпускников каждого конкретного вуза после 1 года, 3, 5 и 10 лет после его окончания, то это поможет многим абитуриентам принять правильное решение о выборе вуза. Может оказаться и так, что в некоторые вузы мало кто захочет поступать... Их нужно будет просто закрыть.
Сегодня в мире происходит бум перехода на дистанционные методы обучения, когда студент может получить диплом, не покидая своего дома или города, проучившись в любом выбранном вузе от 3 до 15 и более лет. А почему нет? Ведь у всех разные обстоятельства: кто-то работает и учится или рожает и воспитывает детей, а кто-то только учится, и, если усердно, то вполне может осилить 4-летнюю программу за 3 года. Кроме того, кто-то решит повысить квалификацию или приобрести новую для предполагаемого роста по служебной лестнице. Будут и такие, кто в состоянии самостоятельно освоить тот или иной курс или программу и имеет желание сэкономить при этом. Так что останется только заплатить за прохождение экзаменов. Будут и такие, кто просто захочет освежить свои знания по определенному предмету или послушать о новых достижениях в науке и технике на определенном направлении. Мне представляется также, что самыми активными пользователями этих ресурсов будут сами преподаватели, что практически сразу же скажется на уровне преподавания на всех уровнях.
По моему глубокому убеждению, все методические разработки, лекции, видеолекции, лабораторные и практические занятия, курсовые и дипломные работы должны быть в открытом доступе для всех граждан России. Мало того, министерство образования должно быть правообладателем на все методические материалы, а также должно создать, систематизировать и вести полную базу данных всех этих методических разработок, обеспечивая тем самым бесплатный доступ к ним для всех граждан России. Необходимо также платить достойные роялти с каждого просмотра автору лекции или любой методической разработки. Это автоматически выявит наиболее талантливых и эрудированных лекторов и преподавателей и даст министерству представление о том, чем живут народ и производство в том или ином регионе и куда движется образование. Конечно же, все материалы, попавшие в эту базу данных, должны проходить обязательную экспертизу, назначаемую министерством, и не иметь ограничений по количеству представленных материалов. Для полноты картины количество и качество, как и число просмотров включенных в эту базу данных материалов, должны быть напрямую связаны с критериями оценки вуза, представившего эти материалы. В очень недалекой перспективе дистанционные методы обучения будут основными в образовании, и к этому нужно усиленно готовиться. Ресурсы знаний должны быть авторитетным, свободно доступным и постоянно пополняемым источником и питательной средой образования, в которую при желании может попасть любой гражданин России с минимальными усилиями.
Только имея широкий спектр высокообразованного населения, мы сможем получить максимально возможный результат, выражающийся в новых проектах, инновационных разработках, идеях, технологиях, материалах и т.д. В конечном итоге все это будет способствовать повышению уровня жизни всех россиян.
Такой подход позволит существенно сократить прямые госрасходы на образование при одновременном повышении его уровня для ВСЕХ россиян. В конце концов, мы все платим налоги и вправе рассчитывать на то, что государство гарантирует свободный доступ к образованию и заботится об образовательном уровне своих граждан. Мало того, это позволит существенно увеличить число правильно сориентированных в жизни граждан, предоставив существенно более гибкую и адаптивную систему образования в их свободное и постоянное пользование. Если мы хотим нормально и достойно жить, не опасаясь за свое будущее, в России должен быть восстановлен культ науки, знаний и образования (посмотрите советский фильм «9 дней одного года»), и этот культ должен быть ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ, выраженной в постоянном и возрастающем внимании к вопросам науки и образования. Объем и масштаб задач, которые необходимо решить по переводу образования на современную базу, сопоставим с битвой за знания и наше будущее. Пока же мы наблюдаем невнятные действия и шараханье из одной крайности в другую с мышиной возней по второстепенным вопросам.
Вас заинтересует
Образовательный фронт
И учишься, и служишь. Пёстрая картина новой российской армии
Эксперт Сергей Комков: «Нам нужно поднимать Россию, а не развивать зарубежную науку
Второе высшее образование для экономистов
Очередное проштрафившееся министерство