На днях генсек ОПЕК Абдалла аль-Бадри дал интервью немецким журналистам и сказал, что американская сланцевая революция завершится лет через пять, а то и через четыре года. Он сообщил, что до 2018 года добыча нефти в сланцах в США, вероятно, будет расти, но затем начнётся спад. Что касается стран ОПЕК, то они, напротив, начнут добычу наращивать — и к 2035 году обещают довести её до 47 млн. баррелей в день. Ранее в докладе ОПЕК сообщалось о том, что мировой спрос на нефть картеля к 2018 г. снизится на миллион баррелей в день — из-за роста поставок «чёрного золота» из Канады и США.[thumb=|Сланцевый пшик]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0xMi95eHRtdTU3ajUxMC5qcGc=[/thumb]
Цитата из ноябрьского доклада ОПЕК: «Дополнительный объём поставок нефти из Канады и США в течение ближайших пяти лет достигнет 4,9 миллиона баррелей в день. Это в два раза больше показателя, который прогнозировался в прошлом году — рост поставок на 1,7 миллиона баррелей в день к 2018 году».
]]>Благодаря применению гидравлического разрыва пласта, позволяющего добывать нефть из труднодоступных образований, только в 2013 году объём добычи сланцевой нефти в США и Канаде, как ожидается, подскочит до 3,3 миллиона баррелей в день (почти на треть).
На днях генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри
заявил в интервью немецким журналистам, что сланцевый бум в США через четыре-пять лет пойдёт на спад. «На многих (нефтяных) месторождениях уже сейчас объёмы добычи стремительно сокращаются, в некоторых случаях — на 60% в течение года», — отметил он.
Согласно прогнозам генсека, до 2018 года добыча нефти неконвенциональными способами в США возрастёт до 5 млн. баррелей в день, но затем станет сокращаться. В странах ОПЕК всё будет наоборот: к 2035 году добыча увеличится до 47 млн. баррелей (т. е. на 10 млн. баррелей).
В СМИ попал и прогноз Международного энергетического агентства (МЭА). Главный экономист МЭА Фатих Бироль заявил: «Ожидая бурного роста производства сланцевой нефти в США, страны ОПЕК взяли паузу в своей инвестиционной активности и заняли выжидательную позицию. Я по-настоящему обеспокоен выводами о предстоящем изобилии американской сланцевой нефти, обеспокоен тем, что мы подаём ошибочные сигналы странам ОПЕК, так как подобная ситуация способна привести к их отказу от реализации инвестиционных программ». Кроме того, эксперт дал понять, что МЭА пересмотрело свои оценки «американской сланцевой энергетической революции». «Правильнее было бы сказать нефтяной всплеск, нежели революция», — сыронизировал он.
Согласен со сланцевыми скептиками и директор аналитического департамента российской компании «Альпари» Александр Разуваев. По
его словам, у американцев вначале «будет максимум по добыче, а потом обвальное падение по объёмам». В США были апробированы технологии, и выяснилось, «что не так они и рентабельны».
Мало того, американские экологи бьют тревогу: бурение скальных пород приведёт к заражению подземных источников питьевой воды. Плюс ко всему повышается угроза землетрясений в сейсмически активных районах США.
А недавно Б. Л. Вайнстайн опубликовал в «The Hill» статью под названием «How to dethrone King Vladimir» («Как свергнуть царя Владимира»). Эксперт
«Однако») называет сланцевый проект антисоюзным.
«…в настоящее время на Украине ведётся геологоразведка на трёх углеводородных площадях: Юзовской (территории Донецкой и Харьковской областей), Олесской (территории Ивано-Франковской и Львовской областей) и Скифской (глубоководный шельф в северо-западной части Чёрного моря). Для ведения работ на площадях создавались компании, в которых 50% акций владеет украинская сторона (преимущественно госкомпания «Надра Украины»). Вторая половина у оператора добычи: «Shell» (Юзовская площадь), «Chevron» (Олесская площадь), консорциум компаний во главе с «ExxonMobil» (Скифская площадь).
О перспективах добычи судить сложно. И оценочные запасы газа в сланцах и твёрдых песчаниках, и объёмы предполагаемой добычи, и сроки, в течение которых эти объёмы будут достигнуты, и, наконец, его цена — всё крайне зыбко. Оптимисты вроде министра Эдуарда Ставицкого — главного лоббиста совместных проектов — настаивают на суммарном уровне добычи с трёх площадей порядка 30 млрд. куб. м уже через 5-7 лет. При этом его себестоимость якобы будет в три раза ниже, нежели актуальная цена российского газа. Впрочем, до окончания геологоразведочных работ прогнозы можно делать любые, даже такие смелые. Главное понимать, что они остаются шкурой неубитого медведя».
Вот, добавим от себя, медведя-то они и хотят убить.
Аналитик напоминает, что, пока Украина ищёт газ в сланцах и прикидывает его себестоимость, Европа к сланцам охладевает. «Сланцевая революция» уже отменена во Франции и Болгарии (там введён запрет на использование технологии гидроразрыва), Чехии (мораторий); Венгрии (там проект закрыла компания «ExxonMobil»); Швеции («Shell» признала поиск месторождений бесперспективным).
К этому надо добавить несколько слов о протестах по поводу сланцевой добычи, которые прошли на днях в Румынии, а также в Великобритании.
В Румынии полиция разогнала людей, собравшихся в том месте, где компания «Chevron» решила начать тестовое бурение. Протестующие были «просто в ярости от того, что, по их словам, власти продали их британской энергетической корпорации. При этом людям не говорили о возможных последствиях и не давали никаких гарантий. Многие местные жители — фермеры. Они очень гордятся своим экологически чистым воздухом, своими фруктами и овощами», — рассказывает корреспондентка
«RT» Полина Бойко.
В этом же репортаже говорится и о протестах против гидроразрыва пластов в Большом Манчестере на севере Англии: там люди протестуют против разведочного бурения компании «iGas». Протесты против добычи газа методом гидроразрыва проходят и в Суссексе.
Говоря об экспансии западных корпораций на Украину, обозреватель «Однако» Иван Зацарин указывает: любая экономическая интеграция — первый шаг к интеграции политической. Поэтому совместные проекты украинского правительства с нефтегазовыми ТНК есть вектор геополитических устремлений Киева. По мнению аналитика, украинские элиты готовы на экологические риски, готовы игнорировать опасности технологии гидроразрыва и даже согласны на «грабительские» соглашения о разделе продукции. Главное для них, считает автор материала, — обеспечить газовый баланс, удержать страну под своим контролем, а также сохранить экспортную маржу, пусть и минимальную.
Украинским властям автор советует вспомнить Ленина: «Мы приносим жертвы, отдавая иностранному капиталу миллионы ценнейших материалов…, но в то же время мы должны получить необходимые нам выгоды, то есть увеличение количества продуктов и, по возможности, улучшение положения наших рабочих, как занятых на концессионных предприятиях, так и не занятых» (полн. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 190).
Между тем Украина поворачивается к России. Об этом говорит как неподписание соглашения об ассоциации с ЕС, так и недавнее заявление Виктора Януковича о готовности Киева возобновить закупку российского газа при снижении его цены. Украинский президент
подчеркнул, что от сложившейся ситуации страдают обе стороны: потеряв украинский рынок, Россия тоже несёт потери.
Однако, Украина задолжала России огромную сумму. В СМИ пишут о переносах платежей. «Газпром» эти сведения не подтверждает, но и не опровергает. Ранее эта информация появилась в российских и украинских СМИ со ссылкой на председателя правления «Нафтогаза Украины» Евгения Бакулина. Сообщалось, что компания договорилась с «Газпромом» о переносе платежей за поставки газа в октябре-декабре на весну 2014 г.
«То, что касается оплаты, мы договорились сместить платежи с октября, ноября и декабря на весну», —
заявил Бакулин.
Далее он подчеркнул, что «Нафтогаз» не сможет погасить долг перед «Газпромом» за августовские поставки газа до 7 декабря: работа правительства Украины заблокирована из-за массовых протестов по поводу срыва соглашения об ассоциации с ЕС.
А зампред правления «Газпрома» Андрей Круглов напомнил, что долг Украины за газ составляет уже более 1,3 млрд. долл.
На слабой платежеспособности Украины и играют западные сланцевые промышленники, решившие обкатать свои сланцевые проекты на чужой территории и не забыв там получить налоговые льготы. От итогов переговоров, которые ведут Россия и Украина по газовой линии, и от расчётов Украины по долгам во многом зависит тот геополитический вектор, которого будет придерживаться в ближайшее время Киев. Ведь «свержение» Путина, о котором писал мистер Вайнстайн, может начаться с разрушения союзной Украины. Причём для этого есть одновременно два способа: продолжать поворачивать Киев на Запад и превратить страну в экологическую помойку. На столь чёрное дело западная буржуазия вполне способна: ещё Tомас Даннинг, которого цитировал К. Маркс, писал:
«…Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому…»
В XXI веке «шум и брань» как раз приносят прибыль: ведь шумиха, поднятая вокруг так называемой сланцевой революции, — это не только удар по союзным отношениям Украины и России, но и попытка США вновь утвердиться в мировой гегемонии и даже «свергнуть» Путина. Обострение газового вопроса между Киевом и Москвой — это отчасти цель того самого антисоюзного геополитического проекта, связанного со сланцевой истерией, что направлен на усиление Запада и ослабление Кремля.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Нефть подорожала!
Саммит ОПЕК: шутки с ценами
Иран: санкции, нефть и конспирология от Кудрина
Видение Запада: цены на нефть обваливаются, и Путин становится «добрым малым
Соединённые Штаты Америки — новый нефтяной гигант?