Вот такое рыночное наступление. Россия, подвинься.
Но так ли всё красиво, как говорится?
Что такое сланцевая революция и как она выглядит в США, популярно объяснил
«Свободной прессе» директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
По его словам, запасы традиционной нефти в Америке стали истощаться, и был найден выход — бурение сланцевых пород. Сланцевые залежи в США располагаются на глубине одного-двух километров (для равнения: в Польше их глубина — четыре километра), и они «мощнее, чем в Европе». Поэтому-то в США и произошла сланцевая революция. Правда, американские компании в первую очередь увлеклись добычей газа. В итоге цены на голубое топливо резко упали, и теперь «революционная» отрасль «держится на плаву» за счёт продаж нетрадиционной нефти (газового конденсата), поскольку цены на нефть — высокие. Рентабельность этого бизнеса невысока, но позволяет американским бурильщикам не закрывать производство. Вот такое мировое лидерство.
«Проблема сланцев заключается в том, что скважины истощаются очень быстро — за два-три года (на традиционных месторождениях скважина работает около 30 лет). Чтобы поддерживать уровень добычи сланцевых углеводородов, нужно постоянно бурить новые скважины. В таких условиях наращивать объём извлекаемого конденсата не по силам даже США.
Кроме того, чтобы разработка сланцев была рентабельной, необходимо поддерживать высокие цены на нефть. Себестоимость «сланцевой нефти» – около 70 долларов за баррель. А себестоимость традиционной нефти на Ближнем Востоке — всего два-четыре доллара за баррель. Если цены на нефть немного упадут, на сланцевой революции можно поставить крест».
Но ведь при интенсивной добыче нефти американцы сами уронят цены на неё.
«…Чтобы нефтяные цены не упали, США военно-политическими мерами снижают добычу на Ближнем Востоке. Скажем, нефтедобыча в Ливии после свержения Муаммара Каддафи упала очень сильно. Из-за политической нестабильности упала добыча в Нигерии и Ираке. Можно сказать, США ради сохранения собственной нефтедобычи взрывают Ближний Восток.
Ставка в этой игре — краткосрочное благополучие Америки. Сланцевая революция — это новые рабочие места, возможность для американских компаний зарабатывать деньги. Минусы проявятся позднее: от разработки сланцев очень сильно страдает экология, и проблему энергетической независимости США они всё равно не решат…»
А что же Россия?
По мнению гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константина Симонова, которым он поделился с
«Газетой.ру», российским позициям на нефтяном рынке ничто не угрожает.
«…Не стоит забывать, что сейчас Соединённые Штаты — крупнейший импортёр нефти в мире, — сказал эксперт, говоря о недавнем разрешении в США экспорта неочищенной сверхлёгкой нефти. — Разрешение на экспорт было выдано тем компаниям, которые считают, что так они увеличат свою прибыль».
Но ведь чем больше США экспортируют, тем больше им придётся импортировать. При этом оценки перспектив добычи американцами нефти в сланцах, кажутся Симонову слишком оптимистичными.
К этому надо добавить, что сланцевая нефть, равно как и газ, — способ политического шантажа России. 8-9 июля в США и мировых СМИ вновь оживился разговор о крупном пакете санкций против России и о так называемом «Акте о предотвращении агрессии».
Американский законопроект «Акт о предотвращении агрессии со стороны России 2014», передают
«Вести.Экономика», скорее всего, будет принят.
Акт призван устрашить «агрессивную» Россию, замыслившей, как, вероятно, полагают авторы проекта, оккупировать примерно полпланеты. Документ предполагает предотвращение «дальнейшей российской агрессии по отношению к Украине и другим суверенным государствам в Европе и Евразии».
Сочинители этого билля решили наказать санкциями восемь российских компаний. Санкции ударят по Сбербанку, ВТБ, «Роснефти», «Газпрому» и прочим в том случае, если «агенты Российской Федерации не перестанут принимать активные меры по дестабилизации региона» (имеется в виде юго-восток Украины, где главным кремлёвским «агентом» Вашингтон считает Стрелкова).
«Вести» отмечают, что российские банки уже готовятся к санкциям.
Но вот сырьевым компаниям, которых американцы своими сланцевыми газом и нефтью предполагают выдавить с европейского рынка, подготовиться к кризису сложнее.
К примеру, «Газпром» уже заполучил ухудшение отношений с США и ЕС по поводу проекта «Южный поток». Главное же — санкции могут оказать сильное негативное влияние на финансовые результаты компании: ведь значительная часть выручки и обязательств выражена в долларах. Да ещё будет затруднён доступ к зарубежному финансированию.
Сейчас инвесторы и американские партнёры могут работать с «Роснефтью», однако после введения санкций они эту возможность потеряют.
Заодно исчезнет и возможность привлекать зарубежные инвестиции. А их компании ежегодно нужно примерно на 25 млрд. долл.
Но не так всё печально. Европа противится введению санкций против России — и против российских сырьевых компаний в том числе.
Также надо добавить, что «сланцевая революция» в Соединённых Штатах играет и на руку России. В политическом смысле Вашингтон будет делать всё для того, чтобы цена на нефть оставалась очень высокой. Если при развале СССР и в 1998 году американцы приложили руку к снижению мировой цены на нефть, то сегодня они заинтересованы в обратном: в её сохранении на имеющемся уровне, а то и небольшом росте. Поэтому в каком-то смысле «сланцевая революция» выгодна России.
Вопрос здесь, правда, и в том, насколько выгодной для США окажется эта самая «революция» в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Ведь эксперты скептически относятся к чересчур радужным оценкам сланцевой добычи. Поэтому надо подумать и о том, станет ли Белый дом строить реальную политику (а не политический «пиар») на удержании высоких цен на нефть.
Много ли Обама создаст «рабочих мест» в ущерб экологической обстановке — ещё один сложный вопрос, на который рано или поздно придётся отвечать Белому дому…
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Нефть подорожала!
Саммит ОПЕК: шутки с ценами
Иран: санкции, нефть и конспирология от Кудрина
Видение Запада: цены на нефть обваливаются, и Путин становится «добрым малым
Сланцевый пшик