.
В последнее время часто рассуждаем о том, какая непростая зима ожидает Украину. Изучаем проблему того, сколько газа понадобится купить Киеву у «Газпрома», чтобы «незалежная» не дала дуба. Всё это, безусловно, интересно и достаточно значимо, но в нынешней ситуации куда более значимо то, а как переживут эту зиму люди на руинах Донбасса и Луганщины.
Разрушенные дома, уничтоженная инфраструктура, остановившиеся или превращённые гражданской войной в пепелище предприятия, десятки неработающих учебных и медицинских учреждений, проблемы с банковским сектором, серьёзно пострадавшая энергетика и топливный сектор, загубленный урожай, нарушенные связи с рынками сбыта готовой продукции.
Не так давно ооновские эксперты заявили, что ущерб инфраструктуре Донбасса и Луганщины составил $440 млн. При этом в документе указано, что что за всё время вооруженного противостояния повреждения получили 659 общественных зданий, 1230 частных домов и 178 офисов. В ООН отметили, что закрыто свыше 70% угольных шахт, почти 350 тысяч жителей выехали за рубеж (большинство — в Российскую Федерацию), почти 280 тысяч жителей Донецкого и Луганского регионов превратились в вынужденных переселенцев на территории самой Украины. Даже если допустить, что инфраструктура региона пострадала именно на 440 миллионов долларов, то уж, конечно, было бы наивно говорить о простом решении проблемы простым выделением этой суммы. И уж конечно, этой суммой явно не обойтись, пытаясь решать все (не только инфраструктурные) проблемы региона, даже если опять-таки допустить, что активная фаза противостояния сторон будет завершена.
Основной вопрос: кто же будет эту колоссальные по своим объёмам проблемы решать? Глупо рассчитывать, что решение придёт из Киева. Не для того украинская армия и карательные подразделения «промахивались» по ополченцам, постоянно попадая то в заводские цеха, то в электроподстанции, то в очистительные сооружения, то в трубопроводы. Эти попадания язык не поворачивается назвать случайными. Вполне понятно, что воюющие с собственным народом укроотщепенцы, выполняя приказы командования, метили именно по тем объектам, без функционирования которых нормальная жизнь гражданского населения была бы невозможна.
В беседе с редакцией «Военного обозрения» человек, который сегодня проживает в Киеве, и который не так давно вернулся с Донбасса, где осуществлял поставки ополченцам, отметил, что главная цель украинской армии и нацгвардии заключалась в выдавливании мирного населения в сторону России, в том числе, и с помощью нанесения ударов по объектам жизненно важной инфраструктуры.
Что ж, в этом случае цель укровояк была частично достигнута: сотни тысяч беженцев и переселенцев, разрушенные города и посёлки, по которым сегодня гуляет холодный ветер, при всей своей силе пока не способный развеять гарь, буквально въевшуюся в стены домов после ожесточённых обстрелов.
Итак, рассчитывать на реальную помощь из Киева Донбассу явно не приходится. Да на неё никто в Донецке и Луганске и не собирается делать ставку. В конце концов, по риторике властей ДНР и ЛНР понятно, что объявленный курс на независимость республик будет продолжен. Но понятно и то, что, по меньшей мере, экономическая независимость ДНР и ЛНР в нынешних реалиях, невозможна по определению. Руины не могут быть восстановлены по одному хлопку ладоней, люди не могут вернуться к нормальной жизни и работе в одно мгновение. Очевидно, что помощь республикам, которая не может ограничиться одними только гуманитарными колоннами с крупами, сахаром, тушёнкой и медикаментами (хотя и эти колонны — большой успех и реальный прорыв блокады Донбасса), должна прийти из России.
Можно долго рассуждать на тему того, что эти территории официальной Москвой не признаны самостоятельными субъектами международного права, а значит, и помогать им в складывающейся обстановки без последствий проблематично, но настал такой момент, когда той же Москве пора сказать своё веское слово. Рассчитывать на то, что западные «партнёры» одумаются и отключат свои экономические и политические санкции, а Киев возьмёт и начнёт реально помогать Донецку и Луганску в рамках «едыной крайины», совсем уж наивно. А именно таким расчётом объяснять невозможность взять Донбасс с миллионами русскоязычного населения под экономическую опеку, выражаясь дипломатично — контрпродуктивно. Выражаясь же обычным языком, оставить Донбасс один на один с зимой, будет непростительно, ведь есть такое понятие как совесть. Бог с ним, что об этом понятии на Украине напрочь забыли ещё со времён майдана в Киеве, но ведь Россия, слава богу, с майданной философией не имеет ничего общего.
В этой связи у России два выхода:
радикальный - плюнуть на всё и признать независимость ДНР и ЛНР — признать даже не ради независимости как таковой, а ради судеб миллионов людей, жизнь которых в последнее время Киев превратил в кошмар;
гибкий — ничего не говорить о статусе, а просто делать свою работу, оказывая помощь людям, но при этом ещё и по мере возможности заставляя Киев участвовать в восстановлении разрушенных регионов.
Учитывая тот факт, что на дворе уже октябрь, и переносить решение проблемы на более поздние сроки невозможно, остаётся сделать вывод, что официальная Москва выбирает второй путь. Спокойно — без излишних манифестов и бравурных речей. Главное, чтобы эффективно и систематически. Допустить того, чтобы Донбасс после украинских карателей дожала ещё и зима, российское руководство, хочется верить, не позволит. Хочется верить.